Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
12 декабря 2011 г.

О будущем архитектурно-дизайнерского образования в Екатеринбурге

Сергей Павлович Постников, ректор УралГАХА В ноябре в УралГАХА сменилось руководство, и на пост ректора заступил историк и научный работник Сергей Павлович Постников, ранее работавший в академии проректором по инновационной деятельности. Интернет-журнал «Берлогос» организовал встречу с новым руководителем ВУЗа, чтобы познакомиться ближе и выяснить, какие изменения теперь ждут учебное заведение.

О будущем архитектурно-дизайнерского образования в Екатеринбурге

Сергей Павлович Постников, ректор УралГАХА

В ноябре в УралГАХА сменилось руководство, и на пост ректора заступил историк и научный работник Сергей Павлович Постников, ранее работавший в академии проректором по инновационной деятельности. Интернет-журнал «Берлогос» организовал встречу с новым руководителем ВУЗа, чтобы познакомиться ближе и выяснить, какие изменения теперь ждут учебное заведение.


- Вы по образованию историк и не являетесь ни архитектором, ни дизайнером. Может ли это усложнить вашу работу в качестве ректора УралГАХА?

- Я долго думал над этим вопросом три месяца назад, когда впервые зашла речь о возможном моем участии в выборах. И первое, что меня побудило принять это непростое решение – то, что в Свердловском архитектурном институте я давно, с 1977 года, поэтому знаю академию не только как учебное заведение извне, но и изнутри. Я пришел сюда в 22 года на Кафедру истории КПСС и политэкономии. И после окончания Уральского госуниверситета с небольшими перерывами на аспирантуру и докторантуру я проработал здесь 34 года. Это много.

Вторая причина – это моя профессиональная и научная деятельность, которая неразрывно связана с архитектурой и дизайном. С 1991 по 1997 год я был председателем Свердловского отделения ВООПИК (Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры). Все эти годы я работал в тесной связке с архитекторами, реставраторами, общественниками. Для меня это была хорошая школа, поскольку, чтобы спасать архитектурные памятники, надо в какой-то мере профессионально в этом понимать. Я много времени посвятил этой работе. Под моей редакцией и руководством вышли каталоги памятников архитектуры по пяти районам Екатеринбурга. И считаю своей главной заслугой, что в те тяжелые времена беззакония и криминального беспредела нам удалось сохранить многое.

Кроме того, я в своей жизни руководил целым рядом проектов, в которых участвовали дизайнеры и архитекторы. Это проектирование городского музея в Новоуральске, музея Уральского Нефтехимического комбината, Музея Истории Екатеринбурга. Под моим руководством были построены Часовня Во Имя Святой Великомученицы Екатерины, памятник декабристам и вторая очередь мемориала «Черный Тюльпан».

В связи со своими заслугами в 1998 году я получил из рук президента Союза Дизайнеров России билет члена этого союза за номером 003. И я горжусь, что сообщество Дизайнеров приняло меня официально и тем самым выразило желание работать со мной дальше.
Так что утверждать, что я непрофильный специалист и нелогично занимаю должность ректора – неправильно.

Кстати, если говорить о ректорах, то чисто профильных руководителей ВУЗов очень мало. Мой коллега – историк Бугров Дмитрий Витальевич был ректором Уральского Государственного Университета, хотя там историков, наверное, 3% от всего контингента преподавателей и студентов. Ректор УрФУ тоже историк, хотя в этом ВУЗе готовят в основном технических специалистов. Взять другие учебные заведения: Театральным институтом руководит доктор филологических наук, Академией Современного Искусства – доктор философских наук, а Академией Государственной службы, где по идее должен управлять юрист, правовед - доктор философских наук Лоскутов Владимир Анатольевич.
На мой взгляд, гораздо важнее, чтобы ректор имел широкий кругозор, был хорошим менеджером и порядочным человеком.

- Какие самые острые проблемы вы видите на сегодняшний день в УралГАХА? И какие из них и как вы планируете решать в первую очередь?

- Я на этой должности всего около двух недель и понял, что на самом деле все вопросы, которые касаются жизни и деятельности академии – все острые, начиная с организации науки и заканчивая бытом студентов и преподавателей.

Может со стороны кажется, что сегодня у академии меньше проблем, чем в сложные 90-е годы. Но это не так.
Помню, как в 90-е ездил в Германию и на меня там пальцем показывали, потому что я был единственным профессором с зарплатой в 25 долларов. Конечно, такой нищеты, как тогда, сегодня нет, но тем не менее и я, и коллектив, чувствуем, что просто не успеваем за тенденциями и новыми явлениями, которые происходят в архитектуре, градостроительстве, дизайне в развитых странах. Мы отстаем не только с материально-технической точки зрения и заработной платы, но и с точки зрения того, что не успеваем входить в информационное пространство и создавать экономику знаний.

К сожалению, образование в нашей стране не получает должной поддержки на государственном уровне. В Америке, например, уже давно подсчитано, что один доллар, вложенный в образование, приносит 7 долларов прибыли. Поэтому и для преподавателей, и для студентов ВУЗов там созданы роскошные условия.
В АСЕАН есть страны, где затраты на образование являются приоритетом для государства. Почему, например, Вьетнам сейчас развивается такими темпами? Потому что там вложения в сферу образования составляют 22% от ВВП! Это мировой рекорд! У нас эти расходы - где-то на уровне 2,5% от ВВП, а в Европейских странах – 3,5-4%.
Такие страны, как Сингапур, Индонезия и Вьетнам делают успехи в новейших технологиях благодаря тому, что вкладывают государственные деньги в людей, а не в железо, цемент, кирпичи и дороги. И эти люди потом поднимают экономику.

- А в чем ваша главная цель, как ректора?

- Вывести нашу академию на мировой уровень по подготовке специалистов – архитекторов, дизайнеров, художников. Это требует решения целого комплекса задач – и прежде всего создания триады «наука, образование, производство». Мы должны стать крупным научным центром, который не только генерирует передовые идеи в области архитектурно-художественного творчества, но и внедряет их.
Как-то ко мне подошел один из новых сотрудников и сказал, что ему очень интересно работать в нашем ВУЗе. Я спросил – почему. А он ответил, что в других ВУЗах студентов просто учат, а наши студенты могут еще и создавать.
Проблема в том, что создавать-то мы действительно можем, а внедрять это на производство не научились. Наверное, только 1% результатов нашей деятельности в области архитектуры и дизайна реализуется на практике. А ведь на этом можно еще и деньги зарабатывать.
Если удастся воплотить эту триаду в жизнь и создать центр, который работает не только на обучение, но и на внедрение наших идей, то это будет уже результатом моей деятельности, о котором можно говорить на пенсии и считать, что я не зря провел свое время на этой должности.

- В начале интервью вы упомянули, что 34 года работаете в академии. Какими своими личными достижениями и заслугами вы уже гордитесь? Что за это время вы сделали полезного для академии?

- Пока гордиться особо нечем – я большую часть этих лет был преподавателем, а на должность проректора по инновационной деятельности вступил всего полгода назад, в феврале 2011. Но что-то удалось сделать и за это короткое время.
Вообще эта должность во многих ВУЗах была введена сравнительно недавно. Инновационная деятельность заключается как раз в том, чтобы результаты нашего интеллектуального труда были востребованы обществом, государством, экономикой, социокультурной сферой.
Во-первых, я подал заявки на участие в государственном оборонном заказе. Надо сказать, что мне это далось нелегко – было очень сложно убедить наших преподавателей в том, что мы можем внести достойный вклад в укрепление обороноспособности нашей страны. В итоге мы все-таки подали две заявки.

Первая – связанная с дизайном интерьера бронетанковой техники. На производстве вооружений мы до сих пор не думаем о человеке, как он себя чувствует внутри военной техники, удобно ли ему. И в этом отношении дизайнеры могут сделать еще очень многое. Военный должен чувствовать себя комфортно, находится ли он в танке или в боевой машине пехоты. Да и в целом, с точки зрения композиции и эстетики, я считаю, бронетанковая техника тоже была достойна советской армии. Поэтому мы отправили заявку по совершенствованию эргономики и дизайна бронетехники.

И вторая заявка – по совершенствованию военной базы для условий Арктики. У нас в России все базы создаются одинаково, что для Средней Азии, что для арктических условий. В одной ситуации военные задыхаются от жары, в другой - мерзнут. К сожалению, эксперты Министерства Обороны не приняли наше предложение – видимо, еще не дозрели до уровня наших разработок. Но я думаю, что в следующем году мы все равно попадем в эту программу. Сейчас радует тот факт, что мы вошли в 50 государственных ВУЗов, которые хотели помочь укреплению обороноспособности нашей страны – это, я считаю, в том числе моя заслуга.

Второе направление, в котором велась работа – это участие в федеральных целевых программах и грантах научных фондов, где можно получить деньги на конкурсной основе. Большинство преподавателей ничего не знали об их существовании и тоже были настроены консервативно, не желая принимать в этом участие. Несмотря на такой настрой, в этом году мы впервые в массовом порядке подали на конкурс Российского гуманитарного фонда 13 заявок. Это больше, чем УрФУ – от них поступило всего 8 заявок. Думаю, это блестящий результат и в этом отношении мы будем работать дальше.

Ну и, наконец, одно из важнейших направлений - это создание малых инновационных предприятий. Оно стало актуальным с 2009 года, когда был принят закон о хозяйствующих обществах с участием ВУЗов. В этом году на базе УралГАХА мы создали одно малое инновационное предприятие – «ИнтерПромДизайн». Сейчас за ним потянулись за ним другие. На очереди еще четыре малых инновационных предприятия, главная задача которых не только зарабатывание денег, хотя и это тоже очень важно, а чтобы наши идеи, изобретения, патенты, прежде всего за промышленный дизайн, находили своего заказчика, внедрялись в производство и были полезны нашему обществу.



Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие интервью

© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта