Никита Игоревич Явейн: «Бесконечный поиск вариантов, непрекращающееся исследование жизни во всех её проявлениях – самое интересное в архитектуре»:
THE NEW RAW: «Соединение переработки материалов и 3D-печати – это нечто новое»
Панос Саккас и Фотейни Сетаки – архитекторы, основатели THE NEW RAW – приняли участие в проекте Дни промышленного дизайна в Сколково и рассказали BERLOGOS о способах борьбы с пластиковыми отходами, загрязнением окружающей среды с помощью дизайна и социальной партисипации.
– Когда и как появился THE NEW RAW? И почему в качестве фокуса вы выбрали отходы пластика?
Фотейни Сетаки:
– THE NEW RAW мы основали в 2015 году. Всё началось с личной истории – мы всегда хотели сотрудничать.Панос уже много лет работает с переработанными материалами, а я занимаюсь 3D-печатью. Поэтому нам нужно было найти общую область. Нашей отправной точкой стало следующее наблюдение: мы потребляем огромное количество ресурсов, особенно пластика – материала, который по сути вечен, а мы используем его только единожды, генерируя ещё больше пластмассовых отходов; что же с этим могут сделать архитектура и дизайн?
Панос Саккас:
– Сочетание этих двух технологий стало очень хорошим решением, потому что пластик используется для 3D-печати, и это позволяет исследовать новые возможности соединения переработки пластика и 3D-печати.
– Как это работает? Предотвращает ли такая технология новое использование пластика?
Панос Саккас:
– На самом деле это позволяет использовать пластик более приемлемым способом. Мы считаем, что пластик – универсальный материал, он помогает нам в повседневной жизни во многих ситуациях. Но использование пластика, особенно пластиковых пакетов, в течение 50 лет породило те проблемы, с которыми мы сталкиваемся сегодня.
Поэтому 3D-печать – это способ обращения с материалом, который будет продолжать расходоваться, но более осмысленно, с новой ценностью. И, конечно, это зависит и от того, какой способ применения мы создаём. В нашем случае мы предпочитаем проектировать вещи, которые будут служить долго. И со временем мы хотели бы создать способ, более значимый и функциональный, который позволил бы использовать ещё больше пластиковых отходов.
Фотейни Сетаки:
– Конечно, переработка пластика не является инновационной технологией, она существует уже много лет. Но соединение переработки материалов и 3D-печати – это нечто новое, которое позволяет исследовать больше. К примеру, за счёт использования переработанных материалов и 3D-печати мы можем добавить материалу ценности, особенно, если применим дизайн печати и сделаем возможной кастомизацию продуктов и локального производства.
– Ваша практика также включает исследования загрязнения пластиком города и водной среды. Реализовали ли вы проекты с использованием отходов пластика из океана?
Панос Саккас:
– Да, этот проект называется The Second Nature («Вторая природа»), он начался год назад. Основной фокус – решить проблему загрязнения водной среды рыболовными сетками. Месяц назад этот проект был экспонирован в Греции, сейчас его небольшая часть выставлена в музее естественной истории в Роттердаме, часть – в Польше. Проект The Second Nature продолжается, мы завершили его первую часть, преобразовав рыболовные сетки, которые мы подняли со дна моря, в формы, вдохновлённые морскими ракушками, с помощью 3D-печати. Кроме того, мы даже сняли об этом короткий документальный фильм совместно с режиссёром Дафнией Матзиараки (Daphne Matziaraki). В общем, всё это стало началом большого пути.
Фотейни Сетаки:
– Да, мы работаем с нашими технологиями, с разными видами отходов, разными источниками, так скажем. В случае с залежами пластика в водной среде мы работаем с чистильщиками-дайверами, которые поднимают отходы с глубины. И из этого материала мы делаем продукты, которые могут быть использованы в отелях, ресторанах.
Панос Саккас:
– Нашим следующим шагом станет сотрудничество с рыболовными сообществами. Таким образом мы сможем предотвратить выброс рыболовных сетей в море и забрать их до этого. Так мы создадим замкнутый цикл от материала до проектируемого продукта.
Как уже говорилось, мы создаём продукты для horeca-индустрии. Сейчас мы работаем над более масштабными проектами, постоянно развиваясь и исследуя следующий возможный шаг. Но в любом случае мы всегда заинтересованы в создании целого цикла – от материала до его применения.
– THE NEW RAW всегда находится в поисках наилучшего применения концепции рециркуляции, которое бы сдвигало рамки технологических и социальных инноваций. Могли бы вы назвать ключевые проекты?
Фотейни Сетаки:
– Да, наши ключевые проекты: текущий Print your city! и The Second Nature, о котором уже говорили. В Print your city! мы собираем городские пластиковые отходы и делаем городскую мебель, используя масштабную 3D-печать. В этом случае горожане могут участвовать в проектировании общественных пространств не только за счёт предоставления материалов, но и принятия решений в дизайн-процессе.
Print your city!
Панос Саккас:
– Да, и оба проекта можно назвать самоинициированными, потому что мы начали с идеи, потом нашли компаньонов, которые помогли бы нам это осуществить, а затем представили публике. И теперь наблюдаем за тем, как каждый проект продолжает своё развитие.
– Как горожане могут принять участие в дизайн-процессе Print your city? Они приходят в ваш офис и говорят «О, у меня есть идея!»?
– смеются
Фотейни Сетаки:
– С этим небольшие проблемы (улыбается). Время от времени люди присылают нам сообщения на почту, говоря о том, что у них есть определённое количество пластика и они хотят сделать что-то хорошее для окружающей среды. Иногда мы делаем это на воркшопах. Сейчас мы разрабатываем онлайн-сервис, где горожане смогут в очень простой форме давать нам указания: что нужно их району, например, больше деревьев, скамеек или игровых площадок. Это нечто вроде голосования за то, что нужно вашему району. И предоставляемые ими отходы пластика превращаются во всё, что люди хотят видеть, – корреспондирующий дизайн.
– Проект Print your city! уже реализован?
Панос Саккас:
– На самом деле этот проект ещё в стадии подготовки, но будет запущен в сентябре этого года в Греции. И он будет действительно применён в реальном городе, в реальных, скажем, условиях.
– Как вы думаете, будет ли этот проект поддержан и использован в других городах и даже странах? И хотите ли вы сами расширить географию проекта?
Фотейни Сетаки:
– На самом деле мы бы очень хотели расширить географию проекта и позволить ему разрастись. Я думаю, что этот способ может быть отнесён не только к пластику, но и другим отходам, которые можно использовать снова и снова. В таком случае мы могли бы сделать ещё больше! И, конечно, это способ сократить отходы пластика в городах за счёт ревитализации материала. Поэтому я думаю, что в целях сохранения окружающей среды действительно имеет смысл позволить этой идее путешествовать по миру.
Панос Саккас:
– К тому же, мы хотим дать людям какую-то обратную связь о переработке материалов. Мы уже обсуждали это ранее, что люди не знают на самом деле, что происходит с пластиком, перерабатывается ли он. А через наши продукты, наши концепты мы можем им показать, как это работает, что вы действительно помогаете его перерабатывать и получаете конкретный продукт. И, конечно, это позволяет вовлекать людей в дизайн городской среды, придавать району и улицам характер, нарушать гомогенность городской среды. И это для нас тоже эксперимент: мы хотим посмотреть, что из этого получится.
Фотейни Сетаки:
– Да, наша концепция проста: мы хотим сделать процесс переработки прозрачным, чтобы каждый мог убедиться, что отходы становятся продуктом; это будет больше мотивировать людей разделять и перерабатывать отходы.
Мы осознали, насколько ошибочное представление у нас о реальных отходах сегодня, только 20% материала – это пакеты, которые мы выбрасываем. Это же безумие!
– Каков срок службы объектов Print your city?
Фотейни Сетаки:
– Сейчас мы как раз тестируем их срок службы, по нашим предварительным оценкам он составит от 5 до 10 лет. И, как показало тестирование первых прототипов, объекты могут выдерживать любые погодные условия: солнце, дождь, снег. Но пока точный срок годности мы не знаем. Конечно, для нас чем дольше – тем лучше.
– Хотели бы вы работать с другими материалами в будущем? Или в фокусе вашего внимания – только пластик?
Фотейни Сетаки:
– Когда мы только начинали, мы хотели работать и с деревом, и с металлом. И мы до сих пор к этому открыты, но пока мы бы хотели углубиться в работу с пластиком, потому что мы понимаем, насколько этот материал действительно универсален и как мы можем позитивно повлиять на окружающую среду, продолжая работать в нашем направлении. Поэтому пока что мы фокусируемся на этом, а в будущем будем открыты и для чего-то большего.
Панос Саккас:
– Мы действительно заинтересованы в материалах, которые расточаются, это наша стартовая точка. Мы хотели бы продолжать работать в этом направлении, чтобы показать, как практически всё может быть заново использовано. Любые устойчивые материалы могут быть опцией, но после того, как мы переработаем весь пластик (смеются). А мы действительно верим, что благодаря тому, как мы работаем, отходы пластика уменьшатся и загрязнение в какой-то момент прекратится.
– В рамках вашей практики вы сотрудничаете с университетами. Как вы выбираете партнёров, какие критерии существуют?
Панос Саккас:
– TU Delft мы выбрали, потому что Фотейни – аспирант этого университета. Университеты Нидерландов вообще очень открыты к сотрудничеству с небольшими предприятиями и другими организациями, потому что это хороший способ проводить исследования, применять инновации сразу на практике. Также мы сотрудничаем с университетами Греции, потому что мы сами из Греции.
Это лишь первые шаги. Чем больше ты работаешь, тем более заметным становится то, что ты делаешь. Новые знакомства приводят к новым коллаборациям, если есть общие интересы.
– Планируете ли вы работать с российскими университетами? Я думаю, нам это нужно.
– смеются
Панос Саккас:
– Сейчас все, к сожалению, сталкиваются с одними и теми же проблемами.
Фотейни Сетаки:
– Я думаю, что решение, которое мы предлагаем, интересно, ведь мы поддерживаем локальность: всё, что мы делаем, мы делаем на месте и пытаемся найти ключевых партнёров здесь же, чтобы избежать проблем логистики. Потому что, например, Нидерланды экспортируют пластиковые отходы в Китай и импортируют их же из Италии. Это немного странно. В таком случае трудно говорить о решении экологических проблем.
Я думаю, было бы интересно посмотреть, как схема переработки с нашими технологиями будет применена в разных странах, ведь 3D-печать действительно может создать всё, что нужно.
– 3D-печать – это дорогая технология? Насколько это целесообразно?
Панос Саккас:
– Да, сейчас это дорого. Но любая новая технология, когда на неё высокий спрос, стоит дорого. Однако, чем больше её используют и чем больше правильных применений, скажем, она несёт, тем ниже становится цена.
Фотейни Сетаки:
– Насколько показали наши наблюдения, 3D-печать достаточно конкурентоспособна сегодня. Может, она не позволяет создавать 1000 штук, но всего лишь 100. Но традиционные техники не менее дороги.
Мы действительно думаем, что это технология будущего, и она займёт своё место в следующие пять лет. И, по моему мнению, это перспективное решение проблем.
Благодарим коммуникационное агентство «Правила общения» за помощь в организации и проведении интервью.
Комментарии