Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
30 мая 2019 г.

Михаил Беляков: «Мнение о том, что социальные объекты заведомо убыточны, в корне неверно»

Сооснователь и главный архитектор NOOR Architects рассказал BERLOGOS о Центре инноваций и промышленного дизайна МИСиС, получившего премию журнала «Проект Россия», о проблемах и перспективах развития общественной и социальной архитектуры в России.

– Михаил, недавно один из проектов бюро NOOR Architects – Центр инноваций и промышленного дизайна МИСиС – получил премию журнала «Проект Россия» в номинации «Общественные здания». Расскажите кратко об исходных данных, с которыми пришлось работать.

– Проект расположен в Москве на территории Института стали и сплавов у метро «Октябрьская». Разработка центра инноваций велась с 2013 по 2016 гг. Реализация проекта продолжалась с 2015 по 2017 гг. Общая площадь шестиэтажного здания составляет 6835 кв. м.

– Как зародилась идея данного проекта?

– В здании бывшей университетской столовой на третьем этаже были расположены творческие мастерские под названием «Инспираториум». Очевидно, что бывшие помещения общепита не соответствовали такому вдохновляющему названию. Первоначальная идея заказчика заключалась в проведении здесь евроремонта. Однако мы в NOOR Architects предложили поступить с объектом по-другому. Наша идея состояла в том, что центр инноваций не должен быть скучным объектом. Мы видели архитектуру и дизайн здания, отражающими дух инноваций, вдохновляющими на творчество и притягательными для студентов.

Таким образом, сооружение 1970-х годов постройки должно было быть реконструировано, иметь новый внешний вид и интерьеры, нести идеи просвещения и творческую энергию.

– Через какие архитектурные приёмы и особенности раскрываются заявленные идеи?

– Знания ассоциируются со светом и его преображающей реальность силой. Энергия света превращается в творческий потенциал и запускает процессы созидания. Мы предложили пространственное решение, которое, на наш взгляд, подчёркивает указанную идею. Для этого мы спроектировали экстерьер простым, грубым, с минимумом деталей, и на контрасте, «проткнув» глухой, монолитный объём световыми колодцами, постарались выявить плавные формы в интерьере, обыгрывая течение света. Мы хотели сделать помещения светлыми. Одна из идей была в том, чтобы привлечь внимание студентов к центру прямо с порога. Для этого мы пожертвовали полезной площадью, однако оставили открытую террасу с видом на Парк культуры. Также мы установили световоды над местами, где, как предполагалось, можно было бы размещать инженерные экспонаты или проводить уличные мероприятия – мастер-классы, лекции и просто хорошо проводить время.

Здание располагается в непосредственной близости к основному корпусу МИСиС. В отделке мы применяли тёмно-зелёную штукатурку, за которую нас поначалу даже критиковали. Однако глядя на здание сегодня, мы замечаем, что такая штукатурка уже вполне успешно расползается по соседним корпусам МИСиС, а элементы наших архитектурных решений широко используются при оформлении главного входа для студентов. Дизайн Центра инноваций постепенно ассимилирует и трансформирует весь МИСиС.

– Прослеживается ли в дизайне идеология профиля института, или такой задачи перед вами не стояло?

– Ассоциативность архитектуры передаётся не только через идею просвещения, понятую и представленную буквально в виде витражей и световых шахт. Данная связь также выражается через материальность монолита и сложной структуры здания, отражающих суть Института стали и сплавов. Применение грубых форм и открытых элементов перекликается с идеей простой материи и её форм. Внешний вид архитектуры говорит нам об том же самом. Внешне грубое и холодное здание наполняется творческим потенциалом, огнём знаний. Открытая планировка символизирует обмен опытом и равенство людей перед силой просвещения. 

– Немного отвлечёмся от данного проекта. Насколько отечественный рынок в целом заинтересован в общественных и социальных объектах, не приносящих прибыль? Есть ли конфликт спроса и предложений?

– Мнение о том, что социальные объекты заведомо убыточны, в корне неверно. Например, наш Центр инноваций, хотя и является частью института, предоставляет площадку для рекламы и продвижения современных технологий, мощности для разработки коммерческих проектов, место для проведения платного обучения и мастер-классов. В бюро NOOR Architects сложилось мнение, что общественные и социальные объекты являются такими местами притяжения людей, которые создают людские потоки, что в свою очередь привлекает ритейл, общепит и другие виды бизнеса. Когда в таких проектах есть всё необходимое, то в них хочется жить. Растёт привлекательность жилья и спрос на него. Очень часто мы видим, что коммерческие здания мимикрируют под социальные объекты, наполняя бизнес-центры общественными пространствами, площадками для отдыха, кафе и ресторанами. Таким образом, значительно повышается комфорт и показатели привлекательности объекта для потенциальных арендаторов. Сочетание бизнес-эффективности и социализированной направленности создаёт качественные, продуманные и удобные для конечных пользователей объекты. Рынок же приобретает новую конкурентную нишу.

 

Сегодня в мире появляются очень интересные гибридные концепции. Например, такой исключительно социальный с точки зрения обывателя объект, как дом престарелых. В развитых странах пансион для пожилых не является сомнительным пристанищам для немощных, а, как правило, обладает статусом качественного коммерческого объекта. Это отель с широким спектром бытовых и медицинских услуг, таргетной торговлей, рекреационными зонами, развлекательными и спортивными комплексами. Подобные опции стоят денег, но успешно окупаются. Что не менее важно, инвестиционная модель подобных проектов не носит агрессивный характер. Такие объекты необходимы в условиях динамики существования современного общества.

 

– Таким и должен был стать реабилитационный центр на Чукотке, проект которого вы разрабатывали?

 

– Проект действительно является важным для нас кейсом. Он был создан для специальной инновационной программы Красного креста на Чукотке. Центр планировалось сделать одновременно социальным и коммерческим проектом. Внутри комплекса предполагалось сформировать условия для качественной реабилитации после тяжёлых душевных потрясений. Центр было предложено разместить в необычном и уникальном в своём роде месте — посёлке Эгвекинот. Он расположен на пересечении 180 меридиана и Северного Полярного круга. Дело в том, что в данной географической точке проходит граница смены дня на земле. Уединённое и даже несколько сакральное место символизирует переход от старого к новому, от смятения к надежде. Объект планировалось возвести на склоне горы перед населённым пунктом. Здание должны были вписать между двумя опорными точками рельефа. Вид из окон открывался бы на залив Креста Берингова моря. К сожалению, проект не был реализован на практике. Однако идеи, заложенные в концепции, нашли своё отражение в типовом проекте реабилитационных центров для севера страны.

 

 

– В России очень консервативное отношение к архитектуре школьных зданий. У вас есть опыт разработки проектов в данной сфере. Что, на ваш взгляд, нужно менять?

 

– Да, у нас есть такой опыт. В своё время бюро участвовало в конкурсе «Постижение». Разрабатывая образовательный объект для детей, мы предложили ряд нестандартных идей. В здании предполагалось разместить эксплуатируемую крышу. Подобное решение широко применяется в крупных городах Японии. На кровле располагаются огороженные спортивные площадки, искусственные газоны или зоны для чтения при естественном освещении. Другая важная идея — многофункциональность и трансформируемость помещений. Различные зоны не должны быть намертво прикреплены к какому-либо одному функционалу, что позволит использовать объект куда более эффективно.

 

 

– Какие текущие тенденции в общественной и социальной архитектуре в России Вы могли бы отметить? Транслируем ли мы опыт других стран, или есть определённая специфика, которая не позволяет этого сделать и заставляет искать собственные пути развития?

 

– В рассматриваемой сфере наблюдается ситуация, которая схожа с положением российского футбола в мире. Вроде бы в футбол мы играть умеем, а делать это не получается. Мы играем не на интерес, а «ради галочки». Формальный подход убивает любые хорошие идеи. Запрос на качественную общественную архитектуру должен быть значительно выше. Сегодня только особо важные и раскрученные объекты делаются на хорошем уровне и с привлечением высококлассных специалистов. Рядовая общественная архитектура пока что сильно отстаёт.

 

– С какими трудностями сталкиваются архитекторы при строительстве общественных зданий – больниц, школ?

 

– Как правило, такие проекты финансируются за счёт бюджетов различных уровней. Архитекторам часто нужно втискиваться не только в невероятно ограниченные финансовые, но и временные рамки. Оригинальность и даже функциональность поощряются редко. В подобных условиях работы очень сложно выдерживать собственные стандарты качества и представления о прекрасном.

 

– Как Вы оцениваете дальнейшие перспективы развития области общественного проектирования в России? Наметился ли критический уровень предпосылок для качественных преобразований?

 

– Любые перспективы развития во многом зависят от общественного запроса. Спрос на качественную общественную архитектуру должен стимулироваться не только инвесторами, но и самим социумом. Чем выше будут стандарты и уровень ожиданий у населения, тем интереснее и многограннее будет архитектура общественных зданий в будущем. Для гармоничного и интенсивного развития данной сферы необходимо больше тематических событий, образовательных программ, фестивалей, конкурсов, выставок. Не менее важно и то, что проходить они должны не только в крупных городах. Важно, чтобы у наших сограждан высокое качество жизни ассоциировалось не только с удобным жильём, но и с достойной социальной архитектурой и комфортными общественными пространствами. Они, работая как доминанты и места притяжения людей, формируют удобную среду обитания современного человека.



Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие интервью

© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта