Никита Игоревич Явейн: «Бесконечный поиск вариантов, непрекращающееся исследование жизни во всех её проявлениях – самое интересное в архитектуре»:
NFRG: «Мы всегда изучаем новые основы. Это непрерывный труд»
Участники культурной ассоциации архитектурных исследований под руководством Джузеппе Фаллакара рассказали BERLOGOS о традиции, ставшей инновацией, «дьяволе» и одной из передовых дисциплин цифровой обработки.
– New Fundamentals Research Group – группа итальянских архитекторов и учёных при кафедре гражданского строительства и архитектуры Политехнического института Бари. Как возникла идея её создать, почему появилась такая необходимость?
– Группа сформировалась естественным образом после долгих лет совместной работы. Фаллакара, директор группы, был профессором и/или научным руководителем почти всех остальных участников. Она была создана для разработки исследовательских проектов, главным фокусом которых является взаимосвязь инноваций и традиций в архитектуре. На протяжении многих лет мы проводили исследования по цифровой стереотомии, истории строительства и устойчивого домостроения в Средиземноморском регионе, и продолжаем активную деятельность – преподавание/обучение, публикации учебников, лекции, семинары, ведение магистерских и кандидатских диссертаций.
– Вы занимаетесь исследовательскими проектами, которые касаются взаимосвязи инноваций и традиций в архитектуре. Что, лично для вас, есть инновация и традиция? Можете ли вы привести пример, когда инновация стала традицией?
– Вообще, в архитектуре и дизайне такие темы, как традиция и инновация, зачастую становятся клише. Честно говоря, инновация – результат эволюции, которая всегда включает в себя диалог с прошлым. Как сказал Бернар Шартрский, мы (современники) похожи на гномов, сидящих на плечах гигантов (древних), и поэтому мы можем видеть больше и дальше. Однако, по-нашему мнению, мы должны смотреть на прошлое с таким же любопытством, которое обычно оставляем для будущего, и должны найти те принципы, которые по-прежнему актуальны в настоящем и будущем. Обычно нечто становится «традиционным», когда оно функционально, полезно и красиво и, прежде всего, когда оно способно выдерживать вызовы времени. Примером инновации, ставшей традицией, можно назвать арку. С самого начала это было великое изобретение, а теперь оно, безусловно, часть традиционной архитектуры.
– Какие исследования вы проводите сейчас? Над чем работаете?
– Наши исследования в основном сосредоточены на инновационном использовании природных материалов, таких как камень и дерево, в архитектуре. Прошло уже несколько десятилетий с тех пор, как все заинтересовано обратили внимание на эти два материала, чтобы найти новые способы их использования. Весь наш культурный манифест включён в эту книгу. NFRG, в частности, много лет работает со стереотомией, древним искусством резки камня. Нам удалось создать несколько прототипов, мы написали об этом статьи и книги. Здесь мы вновь соединили традицию и новаторство, изобретая «дьявола» – цифровую эволюцию классической стереотомии. За последние 10 лет новое поле вдохновило новое поколение стереотомической архитектуры. Мы даже представили эту тему в академических курсах, посвящённых восстановлению архитектуры (CESAR). Когда мы работаем с деревом, мы сотрудничаем со строителями и прототипируем экоустойчивые дома, такие как Ecodumus, Sood и Solar Natural House.
Ecodomus
Sood
– Применяют ли архитекторы, дизайнеры изобретения NFRG?
– Большая часть наших практических и теоретических трудов будет включена в серию мероприятий под названием «Stereotomy 2.0». Во-первых, мы работаем над специальным выпуском научного журнала Nexus Network Journal, издаваемого Springer. Специальный выпуск редактируется Джузеппе Фаллакарой и Маурицио Барберио и направлен на организацию работы учёных, архитекторов и исследователей, которые по-разному изучали стереотомический дизайн последние 15 лет. Стереотомия, по сути, уже не является исторической дисциплиной, отодвинутой в далёкое прошлое, она возвращается к тому, чтобы быть предметом изучения во многих исследовательских центрах мира, одной из передовых дисциплин цифровой обработки. Мы также организуем выставку, семинар и симпозиум, которые состоятся в апреле в Нью-Йорке. Семинар и выставка Джузеппе Фаллакара проводятся при помощи Нью-Йоркского технологического института вместе с исследовательской группой Zaha Hadid CoDe и частью Akt II в Лондоне. Мы надеемся, что за всеми этими инициативами последуют многие другие учёные и профессионалы, готовые к интенсивному взаимообмену.
– Группа называется New Fundamentals. По вашему мнению, каковы новые основы архитектуры?
– Как исследователи, мы всегда изучаем новые основы. Это непрерывный труд. Однако на данный момент нас особенно интересуют массовая кастомизация, параметрический дизайн, использование натуральных материалов, компьютерный дизайн и цифровое производство. Реальная задача состоит в том, чтобы интегрировать эти новые технологии и темы, сохраняя при этом общую оценку качества строительства и дизайна, не только с точки зрения техники и эффективности, но и с учётом эстетического и этического качеств нашей архитектуры.
– В мае прошлого года вы провели мастер-класс AdvancesinStereotomicArchitecture. Не могли бы вы рассказать нам об этом больше?
– Дидактический мастер-класс касался строительства Hypar Vault, полномасштабного прототипа экспериментальной куполовидной каменной структуры для SNBR, французской компании, специализирующейся на передовых технологиях каменного строительства. Структура называется Hypar Vault в ответ на геометрию её составляющих блоков. Она использует два типа сборных заводских готовых каменных модулей: один тип – зеркальное отображение другого, чьи конструкции основаны на гиперболическом параболоиде, одной из единственных «двукратно управляемых» поверхностей в геометрии. Использование этих конфигураций позволило построить свод с почти нулевым расходом камня, изготовленный с помощью проволочной резки с использованием роботизированной руки.
– Вы участвовали в Salone del Mobile, выиграли премию A'Design Award. Привлекло ли это больше последователей?
– Мы постоянно присутствуем на самых важных ярмарках, особенно в области каменного дизайна. Это важно, потому что благодаря этим событиям группа завоевала больше международного внимания в течение последних лет. Последними прототипами, представленными в 2016 году, были: Триклинио, каменное сидение, спроектированное Джузеппе Фаллакара и Микаэлой Коллела (для Marmomac, Верона); и Flux, каменный сводчатый павильон, спроектированный Джузеппе Фаллакара и Маурицио Барберио (для Rocalia, Лион). Во время последнего Salone del Mobile мы представили 5 проектов, и, что важно, это привлекло ещё больше внимания со стороны СМИ и мира дизайна.
Проект «Триклинио»
Павильон Flux для Rocalia
5 проектов на Salone del Mobile
Комментарии