Никита Игоревич Явейн: «Бесконечный поиск вариантов, непрекращающееся исследование жизни во всех её проявлениях – самое интересное в архитектуре»:
Антон Кочуркин: «Мы собираемся сделать Алушту образцовым городом»
Фестиваль Алушта.Green 18 и 19 октября превратит главную набережную города в место силы – выставки, театральные постановки, музыкальные концерты и лекции соберут тысячи людей в Крыму. Как создать атмосферу всеобщего праздника и привлечь внимание к проблемам региона, рассказал архитектор, основатель проектной группы «8 линий» и куратор фестиваля Антон Кочуркин.
– Антон, Вы – главный куратор фестиваля «Алушта.Green», расскажите, какие задачи перед Вами стояли?
– В первую очередь, мы хотим помочь развитию культурного потенциала города. Уже пять лет Крым находится в составе России, но движение в плане культурных инициатив, которые бы несли в себе возможность преобразования территорий, затруднено. То ли все боятся работать здесь, то ли людям просто всё равно. Но местные жители точно не виноваты, что попали в такую ситуацию. Отчасти поэтому мы хотим сделать праздник, в первую очередь, для них, а также создать визитную карточку города и региона, место скопления творческих и неравнодушных людей. Мы были приятно удивлены тем, как много местных с энтузиазмом откликнулись на нашу инициативу и стали принимать активное участие в организации нашего фестиваля. Это доверие дорогого стоит.
– Почему Вы выбрали именно Алушту?
– Здесь начинается южный берег Крыма, а местная природа настолько богата, что другого места мы и не думали искать. А вот что касается инфраструктуры, здесь беда. Вообще, в Крыму есть с чем работать. Набережная Профессорского уголка — место знаковое для города, но запущенное, где-то с разбитым асфальтом, проезжей частью вдоль моря и непрезентабельными ларьками на набережной, которые портят вид. Этот негативный феномен существует во многих курортных городах России: туристы приезжают, живут здесь сезон, затем уезжают обратно. Для них строится множество неказистых временных сооружений, которые становятся постоянными. Именно с этой набережной мы начали реконструкцию. Мы хотим сформировать программу её изменений и уточнить концепцию преобразования.
И, конечно же, не было бы этого проекта, если бы не грамотная инициатива Александра Лебедева. Его представление о набережной без машин и парковок только подстегнуло нашу уверенность в преобразованиях. Сейчас здесь есть несколько прекрасных мест, достойных сравнения с образцовыми проектами — это территория отеля «Море» и Миндальной рощи. Хотелось бы, чтобы со временем вся набережная Профессорского уголка была сопоставима с мировыми образцами, например, испанским Бенидорме или Копакабана в Рио-де-Жанейро.
– Вы – эксперт в области урбанистики и развития территорий. Каковы, по Вашему мнению, перспективы Крыма?
– Здесь, как и везде, остро стоят проблемы экологии. Но мне было приятно узнать, что местное сообщество настроено вполне eco-friendly: здесь вовсю функционируют заводы по сортировке и переработке мусора, люди владеют информацией об осознанном потреблении и, в целом, готовы к эко-инициативам по изменению своего родного края. Мне кажется, даже этот фактор позволяет дать положительный прогноз.
– Это первый международный фестиваль в Крыму, где обсуждаются вопросы экологии. Как думаете, помогут ли подобные мероприятия в решении этой глобальной проблемы?
– Безусловно. Мы обсуждаем осознанное отношение к природе на языке культуры и искусства, а именно эти отрасли, как известно, имеют наибольшее эмоциональное влияние на людей. Важно не замалчивать и открыто бороться с существующими проблемами, рассказывать о них, показывать, что можно сделать, улучшить на месте. А подобные фестивали как раз вызывают резонанс в обществе, привлекают всё больше внимания и ярко пульсируют в повестке развития города.
– Как Вам удалось привнести в фестиваль элементы выставочной и музейной деятельности?
– К нашему приятному удивлению, местные музеи сами вышли на связь и предложили сотрудничество. Так, к участникам фестиваля присоединились музей писателя И.С. Шмелева, Алуштинский литературно-мемориальный музей С.Н. Сергеева-Ценского и музей-усадьба архитектора-художника А.Н. Бекетова. Кроме того, идеей создателя фестиваля Александра Лебедева было собрать целую аллею арт-объектов. Только представьте, вся набережная превратится в музей современного искусства под открытым небом. Эта задумка была новаторской и смелой, чему можно найти не так много аналогов в мире.
– Почему тема этого года — Африка?
– Мы решили рассмотреть живой мир этого континента под особым углом, поделиться своим видением и в очередной раз обратить на него внимание. Дикие животные там находятся под реальной угрозой исчезновения. Например, численность африканских слонов давно достигла критической точки, и это страшно. Африка также задала общую тему арт-объектам набережной — это скульптуры местных животных, представленные художниками с мировой известностью. Фестиваль оттолкнулся от этой узкой, но весомой темы, обобщив её с точки зрения глобальных экологических ценностей. А коллекция public art сама собой послужила ярким манифестом.
– Расскажите, как родился «СлоноЗИЛ»?
– И снова возвращаемся к проблеме переработки. На заводе города Чехов мы нашли старую поливомоечную машину ЗИЛ, и Александр Лебедев предложил над ней поработать, чтобы огромный грузовик не превратился в груду металлолома. Идея переиспользования (re-use) машины нашла воплощение в самодвижущейся скульптуре гигантского африканского Слона, в основании которого грузовик 1996 года выпуска. Это яркий пример, поддерживающий основной замысел фестиваля — искусство должно помогать в решении наших проблем.
– Какие Ваши дальнейшие планы по развитию фестиваля и, в частности, региона?
– Мы хотим помочь Алуште стать образцовым городом России, чтобы показать, как можно и нужно жить и отдыхать. Также собираемся расширять границы фестиваля, хотя он уже и международный с большим количеством участников из разных уголков мира, мы не можем останавливаться на достигнутом.
А что касается региона, продолжим активно заниматься развитием территории. Благодаря опыту с такими проектами, как «Арт-Овраг» в Выксе и «Архстояние» в Калужской области, научились анализировать культурную жизнь в разных местах и понимать, где сильные точки, а где, наоборот, ситуация «проседает». Конечно, фестивали, арт-резиденции и прочие программы, куда привлекают художников и архитекторов, оставляют значимый отпечаток в социальной среде. Для обычного горожанина это своеобразный телепорт, через который он сможет проникнуть в другой мир. Эти точки в дальнейшем становятся культурным медиумом города, отражающим все происходящие в мире события, тенденции, а, возможно, и символом его перерождения. Как следствие, через культурные и архитектурные вмешательства в городе появляются новые, несвойственные ранее течения. Только так мы приходим к пониманию, в чем, на самом деле, нуждается регион, и работаем над его развитием дальше.
Комментарии