Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
5 декабря 2018 г.

Елена Коловская: «Единственная верная тенденция в музейном дизайне: стремиться к диалогу дизайнера и художника»

С 9 ноября по 19 декабря 2018 года в Петербурге в 3-й раз проходит биеннале музейного дизайна «Форма», организованная фондом Про Арте. Дизайнеры из Дании, Германии, Норвегии и России работали над выставками в 6-ти музеях.

BERLOGOS поговорил с директором фонда культуры и искусства Про Арте Еленой Коловской.

– В чём особенность музейного дизайна? Когда он зародился? Насколько активно он развивается в России?

– Сложно сказать, когда зародился музейный дизайн, поскольку необходимость оформлять выставки существовала с момента зарождения музеев. Пример одного из передовых для своего времени музея и музейного дизайна – Новый Эрмитаж. Архитектор Лео фон Кленце сам продумывал выставочное пространство интерьеров, проектировал витрины. Можно сказать, что музейный дизайн появился до того, как возник термин «дизайн».

Когда мы создавали биеннале музейного дизайна, мы имели в виду все составляющие: музейное здание, постоянные экспозиции и временные выставки, на выставках  витрины, свет, графическое оформление, каталоги, логотип, музейные предметы, которые потом конвертируются в сувенирную продукцию музея. Всё это, в конечном итоге, формирует музейный бренд.

Новый Эрмитаж в XIX веке, литография по рисунку И. Шарлеманя

Если у музея есть узнаваемый стиль, то он помогает ему себя позиционировать. В современном мире музеи находятся в жёсткой конкуренции с другими развлекательными учреждениями.

Мы были первыми в России, кто создал мероприятие, посвящённое музейному дизайну. Даже наши западные коллеги, которые приезжают на биеннале, говорят, что у них такого нет.

– В биеннале 2018 года участвуют 6 проектов, объединены ли они общей идеей? Как это выражается в пространственном решении? 

– Общая идея проста: на всех площадках работают приглашённые дизайнеры. Мы заранее спрашиваем музеи, хотели бы они поработать с приглашённым автором. Если да, то какие темы выставок они могут им предложить. Таким образом мы собираем список музеев, обращаемся к дизайнерам и помогаем им взаимодействовать с музеем. Нам важно не просто приглашать интересных авторов, наша цель – вырастить новое поколение   молодых российских дизайнеров, которые будут работать с музеями. Поэтому на биеннале существенная роль отведена образовательной программе.

Так, на прошлой биеннале мы организовали вместе со знаменитым дизайнерским бюро Ральфа Аппельбаума образовательные курсы. Полгода группа молодых специалистов – там были не только дизайнеры, но и компьютерщики, осветители, искусствоведы – работали над проектом. В этом году мы пригласили их поработать в музее-квартире Набокова, уже как самостоятельную группу.

– Какая задача стоит перед дизайнерами в этом году? Какой эмоциональный и пространственный опыт необходимо создать? 

– Задачи у всех были разные, в зависимости от площадки и экспозиции. Первой мы открыли выставку «100+10» в Музее Музыки, выставкой занимался немецкий дизайнер, сценограф Уве Р. Брюкнер. У него была сложная задача представить разнокалиберный набор коллекций, которые подарили музею за последние 10 лет. Между нами говоря, что может быть скучнее выставки новых поступлений? Это разрозненные предметы, они не объединены общей идеей, внутренних связей у них нет. Дизайнер должен был создать единую историю. Причём, некоторые предметы уже включены в постоянную экспозицию, нужно было каким-то образом акцентировать внимание зрителей на них. Уве Р. Брюкнер обозначил всю выставку с помощью цвета, выделил предметы выставки линией, которая как путеводная нить, ведёт зрителя.

Выставка «100+10» в Музее Музыки. Автор:Уве Р. Брюкнер

Для проекта «Филателия как искусство» в Центральном музее связи имени А.С. Попова мы придумывали решение вместе с дизайнерами и сотрудниками музея. Поскольку это бывший почтовый музей, там хранится огромная коллекция марок, 7 или 8 миллионов, – по количеству хранимых единиц музейная коллекция больше эрмитажной. Мы поставили задачу, сделать так, чтобы широкой аудитории было интересно на выставке, потому что марку экспонировать очень трудно. Дизайнеры придумали ход «фотоувеличение» и сконструировали специальные стенды.

Выставка «Филателия как искусство» в Центральном музее связи имени А.С. Попова. Авторы: Гордон Райн, МортенТоргерсен, бюро Expology

В музее Набокова работа шла от общей концепции. Дизайнеры провели исследовательскую работу и художественно оформили её в выставку «Здесь был дом». Владимир Набоков считал особняк на Большой Морской улице своим единственным, настоящим домом. После эмиграции писатель сменил около 150 адресов. Выставка состоит из 2 залов, первый представляет собой покинутый дом: мебель, накрытая чехлами, и предметы, найденные в домах Набокова. Это не музейные экспонаты в чистом виде, там выставлены кусок обшивки, дверная ручка, часть деревянного украшения. Но дизайнеры сделали их значимыми и сопроводили цитатами из произведений Набокова. Второй зал: лайтбокс с фотографиями фасадов домов, где временно жил Набоков. На записи актёр читает перечень адресов, в центре стоят настоящие ботинки Набокова. 

Выставка «Здесь был дом» в музее В.В. Набокова. Авторы: группа Х

– Можно ли говорить о тенденциях в музейном дизайне? Или всё слишком индивидуально?

– В этой работе самое главное – партнёрство. Не может музейщик построить экспозицию без помощи человека, который всё это визуализирует, облачит в форму, а дизайнер не знает особенностей коллекции и истории. Поэтому важен диалог, и единственная верная тенденция – стремиться к взаимопониманию.  Можно сказать, что музеи сейчас подвержены влиянию кино и театра, они рассказывают истории и привлекают театральных художников и сценаристов. Просто выложить предметы и снабдить их описанием – сейчас недостаточно.

– Будете ли Вы расширять географию, или это останется петербургским проектом?

– Не планируем, нам и так очень тяжело (смеется). Петербург – город большой, музеев здесь много, они разные, так что работы много.

Фото: Ксения Сытина, Велимира Антропова.

Автор: Велимира Антропова

Текст: Антропова Велимира

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие интервью

© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта