Никита Игоревич Явейн: «Бесконечный поиск вариантов, непрекращающееся исследование жизни во всех её проявлениях – самое интересное в архитектуре»:
Елизавета Паркконен – о любви к ребусам и архитектуре
С чего может начинаться путь архитектора? Например, с раскрашивания фасадов цветными карандашами вручную. А куда он приводит, расскажет Елизавета Паркконен, директор по проектам в Helin & Co Architects – самом крупном финском архитектурном бюро, с более чем 40-летним опытом проектирования.
– Елизавета, расскажите немного о своём творческом пути. С чего начинали? Как Вы пришли к работе в Helin & CoArchitects? Почему сделали такой выбор?
– Начинала ещё в школьном возрасте, с раскрашивания фасадов вручную цветными карандашами в архитектурном бюро, в котором работала моя мама. Тогда работа архитектора казалась понятной – проектируешь нужное кому-то здание, потом его строят, пополняется портфолио проектов, приходят новые заказы. По сравнению с работой и жизнью художника (это тоже был один из наиболее вероятных вариантов) архитектура казалась мне чем-то практичным и прикладным, а поскольку я очень люблю решать ребусы, то и выбрала архитектуру.
В Helin & Co Architects я начала в 2009-м году, мне очень понравилась атмосфера работы, не говоря уж об очень интересных, масштабных и сложных проектах, над которыми представлена возможность работать в этой компании.
Парламент Финляндии, Helin&Co Architects
Станция метро Länsimetro, Helin&Co Architects
– Расскажите, пожалуйста, об особенностях финской архитектуры и культуры? Чем она Вам близка?
– В финской культуре особенно ценятся природа, честность и некая прямолинейность. Это видно во всех сферах деятельности – от модной индустрии до строительства. Для меня тектоничность архитектурных решений и тактильность материалов – абсолютные ценности, которые не поддаются влияниям моды.
Центр Skanssi, Helin&Co Architects
– Отличается ли работа бюро российского подразделения в Финляндии от работы головного офиса?
Есть ли какие-то особые различия в современной архитектуре Финляндии и России?
– Проектами в России руководит финский офис, и наши российские партнёры усвоили скандинавские принципы работы и менеджмента качества.
Конечно, различия в современной архитектуре двух стран есть: Россия – большая страна и вмещает в себя гораздо больше стилевых вариаций и размаха в решениях. К нам обращаются компании, которым импонирует наш подход к решению вопросов и которые хотят говорить на архитектурном языке, предложенном нами.
UPM, Helin&Co Architects
Tieto Keilalahti Campus, ex.Nokia-house
– Расскажите, пожалуйста, о любимых проектах. На каких достижениях Вы бы хотели заострить внимание?
– Для того чтобы полноценно отдаваться трудовому процессу, каждый актуальный проект должен быть любим на момент работы. Со временем архитектор может вырасти из своих проектов. У нас большое количество проектировщиков, много знаний и уже есть обоснованные решения, повторения не нужны. Один из моих любимых проектов бюро Helin & Co Architects – это вилла «Крона», частная элитная дача на отдалённом острове.
Вилла Krona, Helin&Co Architects
Очень нравятся и жилой комплекс элит-класса «Эйранранта», и многофункциональный центр Камппи – он действительно сместил «сердце» Хельсинки, когда открылся.
ЖК Eiranranta, Helin&CoArchitects
Огромный проект мфк-тпу «Каласатама» (ТРЦ REDI), комплекс почти в 400 000 кв. м, включающий в себя восемь жилых высоток на торговом центре, который рассекается надземным метро и магистралью; а подо всем этим ещё несколько подземных этажей. Это результат некоего группового интеллекта, над проектом работает около 300 проектировщиков, а стройке недавно присвоили статус Стройки года 2017. «Каласатама», наверное, останется в сердцах всех наших проектировщиков навсегда – разрабатываются очередные пакеты рабочей документации, а весь комплекс будет завершён к 2024 году.
Kalasatama, Helin&Co Architects
– Чему Вы уделяете особое внимание при планировке пространства? Что считаете первоочерёдным в своей работе?
– Посетитель должен легко ориентироваться, чувствовать, что о нём заботятся. Всё должно быть понятным, в проектах нет места диссонансу пространственной иерархии. Организация входа, открывающиеся при передвижении виды – с этого начинается работа над пространством, будь то здание комплексное или только частица большого целого.
– Что такое многофункциональность пространства в Вашем понимании? Уместна ли она во всём и где особо необходима?
– В контексте современного офисного интерьера многофункциональность означает возможность по-разному работать в одном и том же помещении, не теряя продуктивности. На уровне архитектурных решений многофункциональность – это возможность лёгкой перестройки помещения: разбивка на нескольких пользователей, или ещё что-то без ущерба архитектуре здания. Есть типологии пространств, в которых многофункциональность не уместна, – например, определённые представительские или сакральные зоны, пространства узкого, специфического назначения. Особо необходима многофункциональность в учебных, определённых рабочих и жилых зданиях, потому как учимся, работаем и живём мы все очень по-разному, и решения должны быть адаптируемы.
– Что Вы больше любите в своей работе?
– Творчество и общение однозначно! Очень радуюсь, когда заказчик и пользователи получают обогащающее их жизнь решение, когда город дополняется функциями, а жизнь горожан – красивыми видами.
– Есть ли какие-то новые тенденции, на которые Вы рекомендуете обратить внимание?
– Архитектор проектирует на десятки или даже сотни лет. Нужно следить за развитием всей строительной индустрии, градостроительством, материалами, психологией. В больших городах люди перегружены информацией, и практически во всех зданиях требуются решения для эмоциональной и информационной разгрузки. В этом как раз помогают тактильные решения и хорошая акустика, «озеленение» пространства. Маленькие города убывают, оставляя за собой огромное количество отходов, – это тоже вопрос, над которым градостроителям и архитекторам стоит задуматься.
Что можно почитать:
Достойная архитектура на каждый день
Архитектура с финским акцентом
Комментарии