Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
21 декабря 2017 г.

Дюссельдорф: город, который объединил искусство и экономику

В этом году в Москве впервые прошёл российско-германский форум креативных индустрий ARTWERK, в котором приняли участие специалисты в области искусства, дизайна и градостроительства из обеих стран. Нам удалось пообщаться с Ларсом Терлинденом, представителем Центра культуры и креативных индустрий при правительстве города Дюссельдорфа (KomKuK) о развитии креативных индустрий, поддержке архитектуры и сотрудничестве Дюссельдорфа с Москвой.

– Для меня и, думаю, для многих российских обывателей понятие «креативные индустрии» звучит несколько абстрактно. Расскажите, что послужило толчком для создания такого Центра компетенций в городском управлении Дюссельдорфа?

– У нас в Германии уже устоялось понятие «креативная экономика» («Kreativwirtschaft» – нем.), и в её сферу входит архитектура. Сюда же относится дизайн, пресса, литература, различные игры в городском пространстве. В последнее время Дюссельдорф очень активен в градостроительстве, и сейчас существует большое количество действующих проектов.

Раньше часто бывали ситуации, когда предприниматели делали множество запросов к городским структурам для реализации собственных проектов. Например, часто искали энергичных молодых людей через городские структуры. Однако контакта между администрацией и предпринимателями не хватало. К сожалению, многие предприятия были и остаются слишком малы, для того чтобы самостоятельно реализовывать свои проекты, и тем не менее они имеют большое экономическое значение для города. Поэтому роль посредника была особенно важна. Таким образом, городское управление решило создать специальную организацию, которая стала бы связующим звеном между предпринимателями и городом. Как раз эту проблему, кстати,  мы и затрагивали на ARTWERK – необходимость контакта властей с креативной средой. На обсуждении мы пришли к тому, что город не должен заниматься только одной областью. Нужно развивать всё в комплексе, чтобы построить совместную креативную экономику. Например, здорово иметь в городе сильную оперу. Но, по-моему, не менее важно иметь людей, которые оперой заинтересуются. Должна быть прочная и тесная связь во всех сферах – от архитекторов до разработчиков компьютерных игр.

– На Вашей странице я видела постер к недавнему мероприятию Night of creativity, котороеорганизовал KomKuK. Чему посвящены подобные встречи?

– Night of creativity одно из многочисленных мероприятий, в которых принимает участие Центр креативных индустрий. И в этом году эта встреча прошла, кстати, в третий раз. В позапрошлом году, например, я был в Москве. А на следующей неделе будет большое мероприятие, посвящённое моде и текстилю, будущему ткани.

В Night of creativity принимает участие большое количество представителей как креативных индустрий – например, музыкантов, так и представителей экономических профессий. Здесь целый вечер можно слушать доклады и лекции о культуре, смотреть фильмы об эпохе диджитализации. Нас порадовало, что в этом году было много молодых людей, которые хотели бы найти практику для себя,  и небольших предпринимателей. Это значит, что такие мероприятия становятся платформой для каждого. Вообще, в  этом году только в моей сфере было проведено 45 мероприятий. Некоторые организуем мы сами, некоторые предлагают предприниматели. Многие из них посвящены будущему креативных индустрий города. Мы стараемся встречаться часто – раз в неделю, раз в месяц.

– Раз уж речь зашла о молодых и амбициозных. Какую поддержку вы оказываете подрастающему поколению?

– В Дюссельдорф приезжает учиться множество молодых людей. Для нас важно, чтобы они остались здесь и смогли построить свою карьеру. Город смог создать здоровую экономику, поэтому у нас нет недостатка в различных агентствах для соискателей работы.

Мы предоставляем молодым людям, студентам возможность контакта со всеми этими организациями. Мне кажется, это очень важная задача, с которой мы пока справляемся.

– Как Центр креативных индустрий и город в целом поддерживают архитекторов?

– Здесь важно отметить две вещи. Во-первых, в Дюссельдорфе существует специальная организация, созданная архитекторами, но в ней город не принимает никакого участия. Второе – это то, чем занимаемся мы. Например, проведение и предложение большого количества мероприятий, смежных с архитектурой и креативными индустриями. Мы приглашаем архитекторов, часто работаем с ними над совместными проектами. Например, многие наши флаеры, которые Вы могли увидеть на ARTWERK или на нашем сайте, созданы архитекторами и дизайнерами, которые сотрудничают с нашим Центром.

Что касается самой архитектуры в Дюссельдорфе, то город относится к ней очень бережно и с большой важностью. У нас прослеживается тесная связь искусства и архитектуры. Например, у дюссельдорфской Академии искусств сейчас новый директор, и по образованию он архитектор.

– Я слышала, что наиболее приоритетным направлением строительства для Дюссельдорфа на сегодня являются школы. Так ли это?

– Действительно, у нас сейчас ведётся большое количество проектов по строительству новых школ. Управление города решило выделить 600 миллионов евро на строительство школ до 2020 года. Вообще, город уделяет большое внимание строительству общественных объектов. Была даже создана специальная Комиссия по искусству – это такое новое направление, где художники могут независимо проектировать общественные здания, решать или давать советы при строительстве, устраивать какие-либо инсталляции. Это очень важно – решает не город, а художники сами разрабатывают концепт. При этом с экономической точки зрения это всё становится возможными благодаря тому, что часть денег, направленных на строительство, а именно 2%, должна быть обязательно инвестирована в искусство. Как раз на днях вступил в силу этот проект. Теперь при каждом общественном объекте строительства должна присутствовать Комиссия по искусству, с ней должны консультироваться. Месседж простой – каждое здание должно рассматриваться и с точки зрения искусства.

– Как Вы сами оцениваете проделанную работу на этой должности? Довольны результатом?

– Работа приносит мне большое удовольствие. И это действительно креативно! Здесь объединены очень различные сферы искусств: изобразительное, скульптура, театр, большое значение сейчас имеют игры.

Раньше я занимался журналистикой и коммуникациями, учился в литературном направлении, так что это всё очень близкие мне сферы.

Приятно видеть, как это развивается. Поначалу мы должны были сами спрашивать, что нам делать, связываться с кем-то. Теперь предложения поступают к нам от больших предпринимателей, социальных сетей, даже от друзей. Число мероприятий растёт. Вот сейчас я должен был сделать отчёт за полгода. Раньше такой отчёт за 6 месяцев занимал 2 страницы, а сейчас 8.

ARTWERK – это такой признак сотрудничества России и Германии. Скажите, как развивается партнёрство Москвы и Дюссельдорфа в креативных сферах?

– До сегодняшнего момента между городами существовал только обмен между школами, университетами, культурный обмен. Например, сюда, в Дюссельдорф, приезжал Театр Станиславского и Немировича-Данченко. Дни Москвы в Дюссельдорфе и дни Дюссельдорфа в Москве проходят регулярно раз в 3 года. На этих фестивалях у города есть возможность показать себя. В мае этого года москвичи привезли разные форматы: объединились Геликон-Опера, фортепианный концерт, наша дюссельдорфская опера. Это такой классический формат.

В этом году как раз на ARTWERK первый раз произошла интеграция в среде креативных индустрий. ARTWERK прошёл в первый раз, но мы надеемся на продолжение. Это важный компонент современного международного партнёрства. Москве есть много чему поучиться у Дюссельдорфа, и наоборот. Мы разные, но это и есть увлекательно.

– А что Вы лично скажете о нашей различности – Дюссельдорфа и Москвы?

– Я был в Москве всего два дня в этот раз, видел в основном классическую архитектуру. У нас есть похожие проблемы в старой архитектуре. Например, это защита памятников. Но у нас иначе используется пространство - свободную площадь мы стараемся предоставить индустриям, предприятиям. У вас тоже есть что-то такое – Винзавод. Вот такие пространства нужны креативным индустриям, где сохраняется или дальше развивается архитектура. Что касается разницы, у нас не строят так много новых храмов. Так как в Дюссельдорфе несравнимо меньше площадь, у нас в приоритете жилищное строительство.

Можно почитать:

Вдохновение междисциплинарностью. Ландшафтный архитектор из Норвегии рассказал о ценностях профессии и своих проектах

А дальше что? Руководитель Северонорвежского центра дизайна и архитектуры – о возможностях и вызовах индустрии на севере

Текст: Козловская Юлия

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие интервью

© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта