Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
25 января 2019 г.

«Город для детей»: «Детскими площадками не исчерпывается детский городской вектор»

BERLOGOS взял интервью у представителей междисциплинарного проекта «Город для детей», которые рассказали о создании комфортной городской среды не только для взрослого населения.

Белла Филатова – архитектор, партнёр архитектурного бюро «Дружба», сооснователь детского творческого клуба «Кони на балконе», сооснователь проекта «Город для детей».

Любовь Гурарий – специалист по работе с сообществами, эксперт по созданию игровой среды, руководитель проекта «Город друг», сооснователь проекта «Город для детей».

– Расскажите о том, как появился детский архитектурный клуб «Кони на балконе»? Какие предметы изучают юные архитекторы?

Белла Филатова:

Клуб возник из-за личной необходимости архитекторов-мам. Как родители мы хотели, чтобы наши дети находились в подлинно творческой среде. Но как профессионалы столкнулись с тем, что в студиях предлагают набор шаблонных мастер-классов. Всюду мы встречали заточенность на результат, схему исполнения, а это не творческая история. Творчество – это когда человек воплощает идеи, которые раньше существовали только в его голове.

Арт-объект «Коромысль», Москва

Поначалу в клуб ходили только наши дети. Сейчас у нас большая команда: около 25 человек педагогов и 75 постоянных учеников.

К каждому ребёнку у нас индивидуальный подход. Взрослый архитектор работает с детьми как с полноправными соавторами. Он не наставник, не учитель, а руководитель настоящей команды. Мы работаем в междисциплинарном поле, совмещая архитектуру с разными темами: биологией, театром, книгой, едой.

«Живая площадка» в эко-парке Ясно Поле, Тульская область

Любовь Гурарий:

– Архитектура здесь, скорее, как угол зрения, под которым дети осваивают разные области жизни. Для преподавателя такая практика – глоток свежего воздуха, потому что можно заниматься вещами, которые в реальной жизни не осуществишь.

Белла Филатова:

– Наши проектные команды воплощают идеи на разных площадках. Дети участвуют в процессе наравне со взрослыми. Это можно сравнить с практикой соучастного проектирования, о которой наконец-то начинают говорить в России. Пока что это касается только взрослой аудитории, детей никто не воспринимает всерьёз. Мы показываем, что дети – движущая сила и основа проектирования игровых зон и площадок.

Арт-объект «Коромысль», Москва

– Есть ли в детских проектах художественный образ, или эта задача остаётся за взрослым дизайнером?

Белла Филатова:

– Моё мнение, что профессионал лучше разбирается, что нужно детям, с точки зрения функции. Но образное решение нужно полностью отдавать на усмотрение детей. Ребёнок придумывает свой мир, и если с нашей помощью он реализуют его у себя во дворе, в школе, в сквере, в парке – это действует на его чувство собственной значимости и ответственности, влияет на личностное отношение к месту, где он живёт.

Любовь Гурарий:

– В европейской практике есть несколько факторов, определяющих уровень комфорта городской среды для ребёнка. Важными являются автономное передвижение ребёнка по городу, доступная игра и сопричастность. Города с высоким показателем «кидсфрендли» успешно вовлекают детей в проектирование.

Фестиваль «Арт-Овраг», Выкса

– Белла, в одном интервью Вы сказали, что «в России нет понятия общественного пространства как ценности, зато у нас процветают парковки». Как можно изменить ситуацию в городе?

Белла Филатова:

Это вопрос личной границы, пока что человек устанавливает её на дверях своей квартиры и машины. Он не осознаёт «своим» подъезд, двор или город. Если говорить глобально, то у нас нет горожанина, который бы вкладывался в развитие, нёс ответственность. Для решения этого вопроса особенно важно заниматься соучаствующим проектированием в регионах. Конечно, это требует больше времени и ресурсов.

– Расскажите о своём опыте соучастного проектирования, по какому алгоритму вы работаете?

Белла Филатова:

– Мы объединились в междисциплинарную коллаборацию, чтобы наш подход был комплексным. «Город друг» занимается социальной анимацией, «Кони на балконе» – проектированием с детьми, архитектурное бюро «Дружба» – воплощением замысла. Первыми в игру вступают «Город друг» и Любовь Гурарий, они подготавливают почву для образования сообщества активных жителей.

Фестиваль «Арт-Овраг», Выкса

Любовь Гурарий:

– У людей большая доля недоверия к «чужакам» и, прежде чем они начнут включаться в процесс, нужно растопить лёд. Суть создания сообщества – появление активного ядра, которое возьмёт функции по работе с объектами и организациями.

Белла Филатова:

– Тем временем мы с социологами занимаемся исследованием. Это даёт нам два взгляда: от специалистов и от жителей.

Одновременно с этим клуб «Кони на балконе» работает с детьми. Только на финальной стадии подключается архитектурное бюро «Дружба» и на основе образа, придуманного детьми, вовлекает активных взрослых и реализует проект.

«Живая площадка» в эко-парке Ясно Поле, Тульская область

– Какие штампы используются в проектировании современных детских площадок? Чего нужно избегать?

Белла Филатова:

– В трендах тематические площадки, их активно закупают. Таким образом детям навязывается тема для игры. Но ребёнок сегодня играет в космос, а завтра – в больницу. Поэтому площадка, на которой ребёнок играет часто, должна быть абстрактной.

Любовь Гурарий:

– Поэтому так популярны природные площадки. Груда огромных валунов, которые выглядят непривлекательно для взрослых, приводит детей в восторг, потому что эта площадка не навязывает сценарии.

Белла Филатова:

– Среди родителей распространено заблуждение, что детская площадка должна быть яркой. Мой проект на Красногвардейских прудах сделан из натурального дерева, и там только естественные спокойные оттенки. Каких только обвинений я ни прочитала в интернете от разгневанных родителей.

Детская площадка на Красногвардейских прудах.Автор: Белла Филатова в составе бюро Wowhaus

Любовь Гурарий:

– Важно, что детская площадка не является гарантом «играбилити» района. Можно наставить 100 площадок, но использовать их будут для распития спиртного. Происходит это потому, что не спрашивают жителей, нужны ли им здесь площадки.

– Какой должна быть идеальная детская площадка?

Белла Филатова:

– Сейчас мы активно боремся с предубеждением, что детскими площадками исчерпывается детский городской вектор. С точки зрения благоустройства площадки составляют только 5-10 % от всего комплекса.

При создании городской среды нужно учитывать огромное количество разных факторов, начиная от безопасности и автономии и заканчивая разнообразием и возможностью совместного времяпрепровождения детей и взрослых. В этом смысле мышление детскими полигонами – детскими площадками – не делает город средой для детей. Городская среда должна быть комплексно осмыслена как место, где хорошо жить детям.

Пример приключенческой площадки вГермании

Любовь Гурарий:

–Мне кажется удачноймодель приключенческой площадки. Огороженное пространство разделено на тематические зоны: городская ферма с животными, место с кострищем, мастерская и стройка. Дети сами создают игровое пространство и осваивают по своему усмотрению.

На приключенческой площадке ребёнок находится в состоянии свободной игры. На последнем экономическом форуме в Давосе обсуждали важный момент. Те дети, что сейчас идут в начальную школу, столкнутся с профессиями, которые мы сейчас не можем представить. Нонавыки, необходимые востребованному профессионалу будущего, заложены в игровой деятельности. Это те самые «4 к»: креативность, коммуникабельность, критическое мышление, командная работа.

Белла Филатова:

– Мы со своими студиями тоже изобретаем различные форматы, которые легли бы на почву нашего менталитета. 2 года мы занимаемся эко-парком «Ясно Поле» в Тульской области. Мы создаём временный объект, который называем «Живая площадка». В процессе дети сами обнаруживают, чего им не достаёт для продолжения игры. Мы это фиксируем и вместе строим. Таким образом, игра даёт импульс выстраивать пространство, а оно вдохновляет на игру.

Площадка в эко-парке Ясно Поле, Тульская область

Что препятствует появлению детских площадок, привлекательных для детей, в России?

Белла Филатова:

– Можно сказать, что главных препятствия два. Господрядчикам удобнее работать с типовыми и низкобюджетными проектами. Проще поставить готовые объекты, чем придумывать отдельный мир.

Второе препятствие – потребитель, который считает, что он специалист в области детства, на том основании, что все мы когда-то были детьми. Мэр города или просто родитель воплощают свои незакрытые гештальты. Мы с этим сталкиваемся постоянно в «Конях на балконе»: процесс, который происходит с детьми, и результат, который нужен взрослым, могут не совпадать. Взрослые ждут, что им покажут какую-то поделку, и не важно, сделал это сам ребёнок или педагог. С точки зрения родителя, мы можем выйти на нулевой результат, потому что для нас главное то, что произошло у ребёнка в голове.

Площадка в эко-парке Ясно Поле, Тульская область

– В Европе с начала 2000-х взят курс на то, что детские площадки должны быть в меру опасными. Оправдал ли он себя? Безопасны ли детские площадки в России?

Любовь Гурарий:

– Конечно оправдал. Ребёнок может довольно безопасно «пощупать» границы и собственные возможности, получить представление о причинно-следственных связях, узнать себя и получить отличный опыт освоения территорий. Вы не замечали, что попадая в стандартный городок, активный ребёнок забирается на крышу самой высокой горки? Он проверяет себя и площадку на прочность и познаёт мир.

Белла Филатова:

– Если такие ситуации не создают проектировщики, то дети создают их сами. Тогда полезный риск переходит в реальную опасность. Нужно создавать предсказуемое адреналиновое пространство, чтобы ребёнок продумывал свои действия. Российские ГОСТы предусматривают определённые полезные риски, кстати.

– Летом 2018 года на фестивале «Арт-Овраг» в Выксе вы вместе с детьми и взрослыми делали детскую площадку. Расскажите об этом проекте.

Любовь Гурарий:

– Около 3 лет назад нас пригласили провести образовательную программу. Мы приехали, собрали активную группу детей и взрослых и начали исследование, в ходе которого обнаружили потенциальное «место силы».

Белла Филатова:

– Им оказался пустырь рядом с детскими образовательными учреждениями, где пролегало множество детских маршрутов.

Фестиваль «Арт-Овраг», Выкса

Любовь Гурарий:

– Было очевидно, что здесь может появиться семейный творческий кластер. Работа шла в несколько этапов: мозговые штурмы, проектирование с детьми, детская стройка временной площадки, командообразующие праздники.

В итоге мы создали пространство по индивидуальному запросу всех участников процесса.

Белла Филатова:

 – Проект в «Арт-Овраге»–не просто красивая картинка для журнала и не формальный набор малых архитектурных форм. Проект живёт и развивается сейчас, уже без нашего участия.

Фестиваль «Арт-Овраг», Выкса

– Над какими проектами вы работаете сейчас?

Белла Филатова:

– Совместно с Московским государственным педагогическим университетом мы разработали кейс по превращению детских школьных дворов в полноценные общественные пространства. Итогом нашей работы станут методические рекомендации, проверенные на практике в нескольких московских школах.

«Кони на балконе» проводят годовой курс по архитектуре, где на выходе дети проектируют свой двор.

Любовь Гурарий:

– Этим проектом мы продемонстрируем эффективность метода соучастного проектирования школьных дворов. В его ценности мы совершенно уверены! 

Текст: Антропова Велимира

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие интервью

© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта