Никита Игоревич Явейн: «Бесконечный поиск вариантов, непрекращающееся исследование жизни во всех её проявлениях – самое интересное в архитектуре»:
Дизайн за пределами столиц
С 29 по 30 июня в Томске состоится I Всероссийский форум Siberian Industrial Design Days, часть мероприятий пройдёт в Сибирском центре дизайна. BERLOGOS поговорил с его директором Виктором Клименко о том, почему центр дизайна расположен именно в Томске, чего не хватает этому прекрасному городу и каковы первые результаты работы центра.
– Виктор, почему возникла идея создать центр дизайна именно в Томске? И планируются ли, скажем, филиалы или подобные центры в других городах для плотного сотрудничества?
– Фундаментальные знания, которые студент получает в университете, закладывают мощную теоритическую базу, но практические навыки могут быть наработаны только в непосредственном контакте с заказчиком и производством. Мне хотелось создать своеобразный хаб, объединяющий дизайн, бизнес, науку и государство, который будет достаточно гибким, чтобы постоянно адаптироваться под быстроразвивающиеся технологические и производственные рынки и предоставлять качественный продукт.
Почему именно в Сибири? Сибирский федеральный округ – это базовый округ по отработке механизмов научно-образовательной технологической инновационной политики на ближайшие годы, поэтому выбор СФО был очевиден. Я думал о разных сибирских городах, но Томск мне более понятен. Он не только достаточно молодой город, я имею в виду возраст населения, — это географический центр России. Здесь люди, которые постоянно готовы обучаться, открыты для нового. Я лично считаю, что это научный центр России. Тем более, на сегодняшний день здесь есть вся необходимая инфраструктура для развития и применения дизайн-мышления.
Сейчас нас приглашают открыть центры в Москве, Санкт-Петербурге и других городах, есть ряд частных компаний и учебных заведений, готовых нас поддержать. Но, тем не менее, головной офис планируется оставить в Томске.
– Сибирский центр дизайна способен обеспечить город графическими, средовыми, архитектурными и другими проектами. В связи с этим вопрос: в каких изменениях нуждается Томск, чего ему не хватает?
– Томску не хватает целесообразной эксплуатации зданий, рационального природопользования, ландшафтного дизайна. Дизайна среды как такового. Сейчас благоустройствогорода осуществляется точечно, поэтому, безусловно, необходимо создать единую систему для подобных инициатив.
– Сибирский центр промышленного дизайна и прототипирования открылся в феврале этого года, можно ли уже говорить о каких-то результатах?
– Многое ещё находится под NDA. Из того, что можно рассказать, – мы укомплектовали современным оборудованием и запустили три лаборатории: Fab Lab, Fashion Lab, Future Lab и привлекли лучших промышленных дизайнеров в наш экспертный совет.
Заключили стратегические партнёрства с крупными компаниями и получили первые заказы на проведение проектных семинаров. Начали работать с перспективными стартап-проектами.
Также Сибирский центр дизайнаактивно участвует в проекте по развитию Сибирского ботанического сада. Работа наших специалистов заняла первое место в VII Международном интеллектуальном конкурсе DiscoveryScience: University–2018. На конференции Hybrid Labs Symposium 2018 в Aalto University (г. Эспоо, Финляндия) была представлена статья «Design in Siberia: on the Edge of Cultural Legacy and Innovation» о развитии дизайна в Сибири.
Вместе с коллегами из Томского Государственного Университета участвуем в различных научных конкурсах и проводим научно-исследовательские работы.
Также мы организовали серию мастер-классов и воркшопов по дизайну и 29-30 июня впервые проводим форум Siberian Industrial Design Days.
– Современный российский дизайн имеет неоднозначную оценку, но если о нём и говорят, то в основном в контексте столиц. Как обстоят дела с дизайном в регионах, по Вашему мнению, и как центр дизайна в Томске сможет изменить ситуацию?
– Дизайн в регионах развивается также, как в Москве и в Петербурге. Если посмотреть на Red Dot Design Award 2018, среди прочих победителей можно увидеть томскую компанию Intec, генеральный директор Никита Калиновский и ведущий дизайнер Альберт Дегин выступят у нас на Siberian Industrial Design Days. Промышленный, графический дизайн, декоративно-прикладное искусство и много другое – всё это в регионах есть. Проблема в их дискоммуникации. Сибирский центр дизайна как раз и является той самой площадкой для взаимодействия b2g, b2b и b2c.
Проект Intec – победитель Red Dot Design Award 2018
– Сибирский центр промышленного дизайна и прототипирования нацелен на возрождение и продвижение российского дизайна в пределах нашей страны или за рубежом в том числе? Какие программы для этого планируются?
– Я не могу сказать, что Сибирский центр дизайна нацелен на возрождение, скорее на популяризацию и актуализацию российского дизайна, страны, ведь многие российские дизайнеры успешно работают зарубежом, но мало кому это известно. К примеру, Данил Кузвесов, родившийся в Екатеринбурге и окончивший УрГАХУ, сейчас работает ведущим дизайнером Ferrari. Он также выступит на нашем форуме, как и другиеуспешные дизайнеры и предприниматели.
С другой стороны, мы активно сотрудничаем с зарубежным профессиональным сообществом. Весной этого года ТГУ сталофициальным членом Международной ассоциации университетов и колледжей искусства, дизайна и медиа Cumulus.
– В своих интервью Вы говорили, что в дизайне могут найти свою нишу любые специалисты – от инженера до ботаника, и люди в вашем центре смогут утром спроектировать чашку, а вечером держать её в руках. Это звучит прекрасно для желающих быть дизайнером и ужасающе для профессионалов. Не приведёт ли такой подход к размыванию границ профессии и росту дилетантизма?
– Никакого размытия и роста дилетантизма не происходит. Дизайн – это метод проектного мышления, он свойствен и домохозяйке, и ботанику, и инженеру. Если мы говорим о дизайне с профессиональной точки зрения, то мы подразумеваем профильного специалиста. Состоявшийся профессионал с определённым уровнем, который постоянно совершенствуется,будет всегда законтрактован.
Комментарии