Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
30 ноября 2018 г.

Architects of Invention: «Быть архитектором никогда не скучно»

Антон Хмельницкий, архитектор, сооснователь бюро Architects of Inventions, рассказал BERLOGOS о мультифункциональности, гибких структурах, а также о перспективах и экспериментах.  

– Один из основных принципов работы бюро Architects of Inventions проектирование объектов, которые могут содержать несколько функций одновременно. Мультифункциональность сегодня активно набирает обороты, пространства становятся ещё более гибкими, поменялся ли в связи с этим ваш подход в течение последних пяти лет? 

– Многофункциональность последние несколько лет действительно находится в тренде. Я связываю это, в первую очередь, с глобализацией, взрывным развитием новых технологий и всё большим распространением gig economy. Фактически границы между рабочим местом в классическом понимании и местом отдыха размываются, и архитекторы, конечно, должны отвечать на эти новые запросы. Технологии развиваются так быстро, что то, что сегодня кажется на острие, завтра может полностью потерять актуальность. Кто помнит сегодня, что ещё 5 лет назад такси надо было вызывать по телефону или ловить на улице? Жизненный цикл у зданий – это всё-таки не 5 лет, а 25, как минимум, поэтому в новых проектах отчасти приходится предугадывать будущее – и это чрезвычайно интересная задача для архитектора. 

Residential Masterplan, Architects of Invention 

– В последнее время появляются примеры пространств без изначально заданной функции, которые могут приспосабливаться к любой цели, к любому настроению пользователя. Пример – Time&Space в Мельбурне. Как лично Вы к этому относитесь, есть ли у подобных проектов будущее? 

– Time&Space – очень интересный проект, но я не думаю, что он задумывался как проект без функции. Мне кажется, принцип многофункциональности – это именно множество функций в одном пространстве, а не их полное отсутствие. Думаю, будущее именно за такими проектами. Но вместе с тем есть достаточно тонкая грань: сделать проект, где много чего можно, но всё как-то не очень, – тоже не самоцель. 

– По Вашему мнению, что является основополагающим в современной архитектуре? Какие тенденции будущего Вы можете предвидеть? 

– Думаю, что современная архитектура – это всё больше сочетание высоких технологий и сильной художественной идеи, сегодня именно в таком симбиозе рождаются наиболее удачные объекты.

Кажется, что постепенно мы придём к каким-то более гибким структурам – зданиям, где сегодня можно разместить офис, через 5 лет – жильё, а ещё через 5 – гостиницу. Думаю, что особенно актуальным такой подход будет для мегаполисов, население в которых растёт всё быстрее, а количество свободных площадок не увеличивается. При этом можно привести пример Новой Москвы – если к городу искусственно прирезать кусок области и назвать его городом, жители всё равно так думать не будут, и запрос на жизнь в плотной, исторически сложившейся городской среде никуда не исчезнет. 

Residential Masterplan, Architects of Invention 

– Вы проектируете общественные пространства, офисы, банки, торговые центры, жилые дома и социальное жильё, интерьеры, ландшафты, мебель и даже арт-объекты (publicsculptures). Расскажите, пожалуйста, больше о двух направлениях: социальном жилье и скульптурах для общественных пространств. Почему решили охватить и эти направления? 

– Я, откровенно говоря, не сторонник узкой специализации для архитектора – настоящие мастера успешны во всём, что они делают. Ренцо Пиано, например, делает и прекрасные музеи, и не менее впечатляющие небоскрёбы, или Норман Фостер – разброс от самого большого аэропорта в мире до небольшого хосписа… И мы тоже стараемся делать очень разные проекты. Что касается социального жилья, то в связи с резким увеличением населения Земли, думаю, в ближайшие годы должна появиться некая прорывная технология, позволяющая быстро строить доступное и качественное жильё. Мы в нескольких проектах экспериментировали с модульным строительством – жилые дома собираются из готовых ячеек размером с морской контейнер, в которых в заводских условиях интерьер монтируется фактически под ключ, при этом у конечного пользователя есть возможность его кастомизации. Думаю, что это чрезвычайно перспективное направление, дело за малым – на порядок снизить его себестоимость.

Те объекты, которые мы иногда делаем, это всё-таки не скульптура в чистом виде, это элементы городской среды или элементы наших зданий, я бы скорее назвал их инсталляциями. Для нас это редкая возможность эксперимента в чистом виде… 

Проект Digneth, Бирмингем, Architects of Invention 

– Главная новость – это, конечно, номинация на премию Миса ван дер Роэ. Как Вы к этому относитесь? Меняет ли это уровень ответственности, ведь вы первые российские архитекторы, номинированные на эту премию, а значит, ваш проект – пример отечественной архитектуры международного уровня? 

– Мы занимаемся любимым делом и стараемся его делать хорошо, насколько это позволяют наши возможности и окружающая нас действительность. Номинация на премию – это, конечно, очень приятно, но концептуально в нашем подходе ничего не меняет. Думаю, что это закономерный процесс, качество архитектуры в России в целом и в Москве в частности за последние несколько лет значительно выросло, поэтому рано или поздно это должно было случиться – не с нами, так с кем-то другим. Безусловно, у нас лично есть достаточно уникальный международный опыт: я много лет проработал в лондонском бюро Нормана Фостера, а мой партнёр – в Роттердаме у Рема Колхаса, что, конечно, существенно влияет на те проекты, которые мы делаем. 

Офисное здание для фармацевтической компании в Москве, Architects of Invention 

– Что бы Вы посоветовали архитекторам, которые хотели бы достичь таких же успехов? 

– Не думаю, что мы достигли каких-то впечатляющих успехов, надеюсь, у нас ещё всё только начинается, и в этом, кстати, для меня основной драйв, который даёт наша профессия, – быть архитектором никогда не скучно, с новыми проектами приходят новые задачи, новые впечатления, новый опыт, и это процесс, у которого нет конца. Не хотел бы говорить банальностей, но, главное – стараться делать то, что нравится, и никогда не опускать руки, даже когда кажется, что новых заказов нет и не предвидится… 

Текст: Виана де Баррос Татьяна

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие интервью

© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта