Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
17 декабря 2019 г.

Ольга Смоленская: «Мы за то, чтобы архитектура была своевременной и уместной»

Архитектор, основатель и руководитель Проектного объединения УНИКУМ – о принципах разумного потребления, лежащих в основе проектирования, демпинге и конкуренции, разнице между архитектором-концептуалистом и архитектором-практиком и многом другом – в интервью BERLOGOS.

Проектное бюро УНИКУМ – одно из немногих в России, придерживающихся принципов разумного потребления. Расскажите, как и почему вы сфокусировались именно на этом?

– Фокус разумного потребления Проектного объединения УНИКУМ, созданного мной в 2005 году, основан на моих личных принципах, которых я придерживаюсь в обычной жизни.  Для меня понятие экологичности мира (не только в области Greenpeace) является эквивалентом экологичности проживания, в смысле разумного ограничения своих жизненных потребностей, с целью сокращения потребления ресурсов Земли. Планета перенаселена, её ресурсы истощаются в геометрической прогрессии. Многие люди, к счастью, осознают, что человеку для комфортной жизни не так много надо, и он вполне может пользоваться, к примеру, общественным транспортом, как это делает президент Австрии Александр Ван дер Беллен, вместо использования служебного или личного авто и простаивания в пробках.  Поэтому я убеждена, что долг каждого человека быть разумным, т.е. разумно потреблять и поступать рационально. Именно благодаря рационализму человечество добивается успехов и будет добиваться впредь. Любое иррациональное поведение ведёт к бедствиям (от мелких до самых глобальных).

Одна из областей, где применим принцип разумного потребления – это сфера проектирования, потому что принцип разумного потребления, разумной экономии, который я проповедую, заключается не только в стоимости наших услуг, но и в принципах, с которыми мы подходим к строительству, к рациональному расходу площади земли, материалов, усилий рабочих. Мы против коррупции, когда кто-то получает «откаты», либо кто-то устанавливает бессмысленно дорогое, когда можно применять оптимальное. Мы против того, чтобы подобные лишние расходы перекладывались на плечи потребителей (в частности, покупателей квартир). Тотальному большинству жителей страны очень тяжело купить квартиру. Это, пожалуй, самый главный и самый сложный вопрос в жизни каждого человека. При этом вся нагрузка иррационально принятых проектных и строительных решений всецело ложится на плечи покупателя.

Мы за то, чтобы архитектура была своевременной и уместной – это тот принцип, который мы применяем. Декламируемые нами принципы отражаются не только в нашей цене, но и в том, какой продукт мы выпускаем.

ЖК «Академический», г. Нальчик

– Разумное потребление в архитектуре: проектный демпинг или справедливая конкуренция?

– Тема демпинга наиболее часто поднимается среди наших коллег по цеху, и мы периодически слышим подобные обвинения в свой адрес. Конечно, исходит это, как правило, от тех бюро, цены которых значительно (в разы) выше среднего и в десятки раз выше нашей. Но если провести минимальный мониторинг рынка проектных услуг, и, к примеру, зайти на площадку государственных торгов, где присутствует огромное количество проектных бюро, поскольку огромный объём проектирования приходится на госзаказ (проекты благоустройства, образовательная и социальная инфраструктура и пр.), то станет очевидным, что снижение по аукционам на проектирование составляет 80-85%. Что это значит? Это значит, что организации в открытом аукционе в реальном времени торгуются друг с другом на понижение и, как результат, выполняют работу за 15-20% от первоначальной стоимости.

Наше бюро регулярно участвует в открытых тендерах/аукционах на проектирование, торгуется и довольно часто проигрывает по цене, несмотря на предлагаемую нами минимальную стоимость, потому что какие-то организации предлагают выполнить работу по более низкой цене. Поэтому подобный демпинг – это по сути вынужденная конкуренция, чтобы компания имела возможность получать государственные заказы. А разумность этой конкуренции уже зависит от реальных возможностей компаний, предлагающих минимальную цену. Далеко не всегда эти фирмы в состоянии выполнить заказ по указанной ими цене, и в этом случае речь идёт о демпинге. При государственных заказах необходимо придерживаться принципов разумной экономии, чтобы можно было построить архитектурно привлекательное и комфортное здание, соответствующее всем эксплуатационным требованиям.  Мы таким образом (благодаря длительному опыту работы с гос. аукционами) смогли сделать калькулятор стоимости наших проектных услуг, позволяющий нам создавать уникальные (не шаблонные) экологичные во всех смыслах проекты, получая при этом прибыль.

Дело в том, что понятие демпинга применить к услуге достаточно сложно. Услуга по сути равна стоимости оплаты трудочасов специалистов, которые её делают. Прибавьте к этому стоимость содержания офиса (аренда, операционные затраты, непрофильные сотрудники и пр.) и амбиции компании (желаемую прибыль). В среднем по стране стоимость работы проектировщиков не столь высока, и, если работать со специалистами из регионов (а современные технологии позволяют это делать без проблем), можно существенно сократить себестоимость услуги, что мы и делаем. Максимально сократив и оптимизировав прочие составляющие формулы стоимости услуги (отказ от офиса в привычном понимании, работа в виртуальном облаке, сокращение всех непрофильных сотрудников, переход на удобные схемы юридического оформления сотрудников), мы выдаём минимальную цену на свои услуги, получая комфортную норму прибыли. Почему-то именно в России большинство компаний закладывают прибыль по 200-300%. Мы же имеем возможность заложить 20-30% прибыли (обычная европейская норма), без риска закрытия или разорения компании.

Эковилладж, загородный посёлок в Туркменистане

– В одном из своих интервью Вы утверждаете, что в основе красивого архитектурного облика и комфортной среды не деньги (огромные бюджеты), а идеи. Можете ли показать это на конкретном примере?

– По сути все наши проекты являются подтверждением наших принципов.

Важный для нас проект – 18-этажное здание РУДН на улице Миклухо-Маклая. Этот заказ мы получили через площадку госторгов. Стартовая цена в конкурсе была 25 млн. руб. Мы выиграли конкурс за 5 млн. руб. Заказ включал полный комплекс работ от разработки концепции до авторского надзора. Вопрос цены реализации проекта стоял очень остро, поэтому мы постарались разработать уникальный архитектурный облик здания, при этом вписывающийся в ансамбль комплекса зданий РУДН, построенных в советское время. Все материалы облицовки выбирались с расчётом экономии и практичности. За счёт применения спокойной серо-бежевой цветовой гаммы фасадных панелей, приятной для восприятия, и их нестандартного упорядочивания, мы получили уникальный внешний облик. В то же время геометрия простая и понятная. Объект не давит своей высотностью, а гармонично соседствует с малоэтажным фоном и привлекает внимание. В ближайшее время здание будет вводиться в эксплуатацию.

18-этажный корпус общежития РУДН, Москва, 2015 год, 13 тыс. кв. м / концепция, проект, РД, экспертиза, авторский надзор

Другой – это проект реновации территории бывшего промышленного комплекса на ул. Красносельская. Он предполагает создание современного многофункционального бизнес-парка с серией зданий общей площадью 75 тыс. кв. м. и благоустроенной общественной территорией. Мы разработали концепцию проекта в трёх эклектичных стилистических решениях: 1 – современный минималистичный фасад со сплошным панорамным остеклением, 2 – лофт-стиль в сочетании с модерном, 3 – приближённый стиль «Чикаго». Различная пластика и стилистика фасадов, при одних и тех же планировочных решениях, создаёт множество вариантов оформления городской среды. Ни в одной из концепций мы не закладываем применение дорогостоящих эксклюзивных материалов, при этом вы видите, насколько разительно может отличаться внешний вид объекта, в зависимости от различных материалов отделки. Заказчик остановился на 3м варианте, который максимально сохраняет историческую преемственность архитектуры места.

Проект реновации территории бывшего промышленного комплекса на ул. Красносельская, Москва, 2018 год, 60 тыс. кв. м. Проект, стиль №1

Проект реновации территории бывшего промышленного комплекса на ул. Красносельская, Москва, 2018 год, 60 тыс. кв. м. Проект, стиль №2

Проект реновации территории бывшего промышленного комплекса на ул. Красносельская, Москва, 2018 год, 60 тыс. кв. м. Проект, стиль №3

– В рамках предыдущего вопроса: как не стать архитектором-концептуалистом, а оставаться архитектором-практиком? Где грань между ними, в чём отличие и что реальней в сегодняшних условиях?

– На мой взгляд, архитектор-концептуалист и архитектор-практик – это две разные профессии. И логичней было бы по-разному им обучать. В нашем бюро так и устроено – это две разные должности, которые не взаимозаменяемы.  

Концептуалист не сможет сделать практическую работу в виде детальных технических чертежей. Этот человек начнёт умирать на такой работе от скуки и от страданий.

Архитектор-практик/техник, каким бы он ни был тщательным, внимательным и трудолюбивым, не сможет придумать гениальную концепцию. Для этого нужны определённое художественное мышление, специфический взгляд, полёт фантазии. И с таким мышлением очень сложно быть техником.

Для успеха архитектурному бюро нужны и те, и другие сотрудники: и лирики, и физики. Так как архитектура сама по себе является синтетическим предметом, объединяя техническую и художественную части, поэтому проще разделить это и в людях.

Бывают те, которые объединяют в себе обе эти способности, особенно если человек одинаково ярко проявляет свой талант как в художественной, так и в технической области, но это, скорее, редкое исключение.

Я, бесспорно, больше практик, но сумела в достаточной степени развить в себе навыки концептуалиста, чтобы быть генератором большинства идей наших проектов. Но даже в этом случае, все создаваемые мной концепции рождаются исходя из реальности (конструкции, материалы и пр.). Поэтому наше бюро из числа тех, которые работают над архитектурным фоном, но не создают яркие объекты, достойные Притцкеровской премии. А архитектурный фон – это разумная реалистичная архитектура. Далеко не всегда архитектурные шедевры являются реалистичными, с точки зрения возможности их воплощения, и практичными, с точки зрения эксплуатации. В случае регионального строительства и в случае госбюджетов, как правило, ключевым в принятии решения строить или нет, является фактор стоимости реализации объектов. Очень часто возникают ситуации, когда создаётся проект стильный, современной архитектуры, предполагающий использование сложных конструкций и дорогих эксклюзивных материалов, но реализовать такой проект не представляется возможным в силу ограниченного бюджета. Строители начинают фантазировать в процессе – и на выходе получается объект, далёкий от первоначального замысла. В наших реалиях проект, предполагающий изначально понятную конструкцию и простые доступные материалы, наиболее жизнеспособен. Мы не стремимся усложнить задачу для строителей, наоборот, мы создаём уникальные по архитектуре проекты, но с применением самых простых, экологичных и экономичных материалов, благодаря чему облегчаем задачу для девелопера и строителя в процессе реализации.

Многофункциональный комплекс с офисами, Рижское шоссе, МО

– Как создать комфортную среду для жизни в разных городах России? Применимы ли какие-то универсальные решения, на Ваш взгляд?

– Универсальные решения всегда возможны. Среда – это всё, что нас окружает. Любой блок городского пространства, будь то жилая застройка или общественные зоны и объекты инфраструктуры, теоретически можно типизировать, поскольку все они опираются на градостроительные нормы (РНГП). Разработав современный универсальный подход к проектированию объектов одного функционального назначения (к примеру медучреждений), мы упрощаем задачу как для исполнителей (проектировщиков), так и для заказчиков, которые в результате получат гарантированно качественный объект. При этом уникальность и аутентичность объект приобретает в процессе адаптации универсальных решений к конкретным задачам и специфике места.

Сейчас именно это и происходит. Все регионы активно занимаются вопросами благоустройства и создания комфортных общественных пространств, во многом заимствуя успешный опыт крупных российских городов, достигнутый благодаря открытым архитектурным конкурсам на благоустройство. Это, на мой взгляд, решает половину задач города, поскольку внешний облик места складывается как раз из двух равнозначных составляющих – массы построек и массы, так называемых, пустот (пространств между зданиями: улиц, скверов, парков и пр.).

Эко-дом, загородные апартаменты в Астраханской области

– Отличаются ли запросы на архитектуру и проектирование в Москве и в регионах? Поделитесь личным опытом.

– По нашему опыту запросы на архитектуру и проектирование в Москве и в регионах отличаются не настолько сильно, видимо потому, что нам приходят определённого рода заказы. Конечно, определяющим является разумный/экономный подход к проектированию и строительству, который мы успешно применяем и, благодаря чему наше бюро стало известным. Но, всё же в Москве вопрос цены не стоит так остро, как в регионах. В Москве и других крупных городах России серьезней задумываются об удобстве, комфорте и облике нового архитектурного объекта и о том, как он впишется в существующую городскую материю, поэтому готовы тратить больше. Во многом это, конечно, определено возможностями города и заказчика. Но в то же время мы понимаем, что здания и городские пространства – это объекты долговременного использования, формирующие атмосферу города и даже сознание его жителей. Поэтому нас не перестаёт радовать тот факт, что и в малых региональных городах подход к этим вопросам становится более серьёзным и заказчики хотят создавать красивую, аутентичную, приятную и гармоничную среду для жизни горожан. 

Текст подготовлен Ситдиковой Еленой.



Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие интервью

© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта