Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
17 мая 2016 г.

Город пастельных тонов

Если зайти в Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, то можно увидеть стенд с цветами, рекомендованными для окраски фасадов городских зданий.

BERLOGOS-Пермь сразу обратил внимание на то, что цветовая гамма так называемой городской палитры фасадов явно тяготеет к сдержанным, пастельным тонам. Почему? На этот вопрос мы попросили ответить Льва Перескокова, историка архитектуры, председателя Пермского отделения краевого общества охраны памятников, истории и культуры, государственного эксперта по объектам культурного наследия. 

– Лев Валентинович, что же такое городская палитра, и есть ли она вообще? 

В 2023 году Перми исполнится 300 лет. За этот период город неоднократно успел сменить и облик, и цветовую палитру фасадов. Сегодня город делится на историческую часть и современную. Для архитекторов и дизайнеров, которые возводят в Перми здания и декорируют их, это деление крайне важно. Если сооружение строится в исторической части города, то фантазию архитектора ограничивает строгий регламент или свод требований к будущей застройке, в  том числе и к цвету фасадов. Если же речь идёт о строительстве в современных кварталах, творчеству архитектора есть где разгуляться. В исторической среде проявить собственное «я» вряд ли получится. Здесь архитектору придётся гармонично вписать свой объект в городскую среду. А это – тоже творчество. Так что городская палитра – это не выдуманное понятие, а реальность.

–  Следование регламенту – это хорошо или плохо? 

Скорее хорошо, потому что позволяет сохранить облик города, формирует к нему бережное отношение со стороны застройщиков и архитекторов. Мне постоянно приходится участвовать в экспертизе объектов будущих зданий. Экспертиза – это анализ проектной документации, в которую, кроме прочих документов, входит и колерный паспорт объекта. Сейчас мы проводим экспертизу проектной документации Спасо-Преображенского собора – бывшей Пермской художественной галереи. В числе прочих дискуссий мы с экспертами рассуждали о том, каким цветом должен быть выполнен фасад церкви. Проектировщики видят Собор в двух цветах: либо горчичным, либо умеренно оранжевым. При всём уважении к творчеству авторов проекта мы не можем согласиться с таким предложением. Собор был возведён в первой четверти XIX века, почти 200 лет назад, во времена, когда в Перми был закат эпохи зданий в стиле барокко и наступал расцвет эпохи модерна и классицизма. Для памятника архитектуры, каким является Собор, недопустимо использование случайных цветов фасада. Здание должно соответствовать эпохе, в которую было возведено. А тогда православные храмы чаще всего были окрашены в жёлтые цвета, символизирующие в православной религии цвет божественного начала – золотой. В связи с этим мы порекомендовали разработчикам  проекта выбрать цвет из гаммы жёлтых оттенков. 

– Лев Валентинович, наверное, все пермяки знают, что первым каменным зданием в городе была церковь апостолов Петра и Павла возле речного вокзала. С момента постройки и по сегодняшний день фасад церкви выполнен белым цветом. Откуда такой выбор? 

Церковь построена в годы, когда в России царствовал стиль барокко. В Перми зданий в этом стиле строились единицы. Всё же барокко с его любовью к бирюзовым, красным, розовым цветам более характерно для Москвы и Петербурга. Лишь некоторые детали Петропавловской церкви можно отнести к барокко. А цвет для храма выбран не случайно. Здание побелено известью с защитной целью. Известь – прекрасный антисептик. К тому же церковь строили на народные пожертвования, а известь – недорогой материал для покраски фасада. 

А как та или иная эпоха влияла на городскую палитру?

Архитектурный стиль всегда диктует ту или иную цветовую гамму. Яркий пример следования этому правилу – Свято-Троицкий кафедральный собор на горе Слудка. Здание построено в стиле архитектуры эклектики, и цвет его соответствующий – бирюзовый. Он и до нынешних дней сохранил его. Кстати, автор проекта – знаменитый архитектор Константин Тон (он проектировал Кремлёвский дворец и Храм Христа Спасителя в Москве). Во второй половине XIX века город заполонили здания, построенные из красного кирпича. При этом архитектор либо оставлял фасад здания красным, как у Пермского краевого госпиталя для ветеранов войн на Горького, 15 (бывшее епархиальное училище), либо штукатурил, как у Дома Грибушина, с его небесно-голубыми фасадами. В эти же годы в Перми возвёл много замечательных зданий архитектор Александр Турчевич. Пожалуй, одним из известных творений  архитектора является Дом Мешкова (ныне Пермский краеведческий музей), цвет которого выбран также не случайно. Здание построено в эпоху позднего классицизма, для которого характерен жёлтый цвет. 

Свято-Троицкий кафедральный собор на горе Слудка

Дом Грибушина

Дом Машкова 

– Если уж говорить о культовой застройке в Пермском крае, то нельзя обойти стороной наш знаменитый Крестовоздвиженский собор на Белой горе. Сейчас как раз идут споры о том, оставить Собор белым или покрасить в жёлтый цвет. А как Вы думаете? 

У меня нет однозначного мнения на этот счёт. Если говорить о времени постройки Собора (начало прошлого века), то тогда в Перми в храмовой застройке действительно царствовал жёлтый цвет, символизирующий православие. С другой стороны, Собор стоит на Белой горе и вполне естественно оставить ему белый цвет. Поэтому и желтый, и белый цвет фасада имеют право на существование. Пока же здание остаётся белым. Хотя, может, Собор просто не успели покрасить. Он был освящён в 1917 году, и тут грянула революция. 

– Историческая часть города – это не только памятники архитектуры, но и вновь возводимые здания. На Ваш взгляд, удаётся ли архитекторам бережно встраивать свои объекты в эту среду? 

Примеры бывают и позитивные, и грустные. Возьмём жилой комплекс «Астра» архитектора Антона Барклянского. Сейчас строительство этого здания входит в завершающую стадию. А когда только проект был на  согласовании, мы с другими экспертами оценивали цветовое решение «Астры». Авторы проекта выбрали для фасадов жилой части комплекса тёплые древесные тона, что вполне соответствует городской палитре. Это творческое решение Барклянского. Но «Астра», кроме вновь возведённых объектов, включает два памятника архитектуры, которым автор не мог выбрать цвет на своё усмотрение. Бывшие здания табачной фабрики и пермской типографии сохранили свой традиционный цвет – терракотовый. 

ЖК «Астра» с историческими постройками 

– В последние годы в Перми стали появляться современные остеклённые здания. Появляются они и в исторических кварталах города. Разве такие фасады могут вписаться в такую среду? 

Я не имею ничего против так называемых «стекляшек». Недавно одна из них выросла на пересечении улиц Пермская и Комсомольский проспект. Фасад «стекляшки» выполнен из тёмного стекла. Почему не из светлого? Нехорошо, что эта постройка теперь берёт на себя главенствующую роль в этой части города, где исторически равные акценты брали на себя здание Российской академии ваяния и зодчества и гостиница «Урал». 

Академия ваяния и зодчества 

Очевидно, это не совсем правильный пример вписывания современного здания в историческую застройку. Хотелось бы немного позитива… 

Мне импонирует здание делового центра «Привилегия», построенное на пересечении улиц Ленина и 25 Октября. По-моему, архитектор Михаил Футлик замечательно «вписал» свою «Привилегию» в застройку, где господствует эклектика второй половины XIX века. Опять же и цвет фасада – приглушённый. 

– Исторический центр Перми – сплошь каменные здания. Неужели нет ни одного примера деревянной застройки? 

 Сохранение деревянных памятников архитектуры – задача не из лёгких. Деревянные здания трудно приспособить современным требованиям пожаробезопасности. Поэтому их так мало дошло до наших дней. Уникальной деревянной постройкой первой трети XIX века является  Дом подрядчика Крылова на пересечении улиц Куйбышева и Пушкина (долгие годы в этом здании находился Центр профилактики СПИДа). Рядом с ним соседствует здание – богадельня с домовой церковью Симеона Верхотурского, построенные во второй половине XIX века. Тандем сложился трогательный. Однако сегодня этот исторический квартал несколько пустоват, поскольку напротив застройки нет. Чуть повыше по улице Пушкина стоит 18-этажный жилой дом с торговым центром на первом этаже, построенный по проекту Сергея Шамарина. Думаю, что жилые здания такой же этажности вписались бы в городскую среду и не помешали сохранить акцент на Доме Крылова и богадельни с церковью. Это помогло бы сбалансировать архитектурную композицию. 

Дом Крылова

Богадельня с домовой церковью Симеона Верхотурского 

– Лев Валентинович, а чем отличается городская палитра Перми от нашего ближайшего соседа – Екатеринбурга? 

Писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк писал о Перми: «сухой, чопорный, чиновничий город». Дмитрий Наркисович отчасти был прав. Пермь в отличие Екатеринбурга – купеческого города – всегда была городом промышленников и чиновников. Но так ли это плохо? Спорный вопрос. Чиновники – народ консервативный. Отсюда и стремление к спокойным сдержанным фасадным тонам и к постройкам в стиле классицизма. Мы и сегодня сохраняем стремление к сдержанности, даже когда строим новые здания. Может быть, это наш плюс, а не минус. 

Фото: Валерий Чепкасов 

Текст: Ханова Наталья

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие интервью

© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта