Живые крыши: от мала до велика
Программа «200 храмов»: как реализуется массовое строительство церквей в Москве
Не так давно мы выпустили материал про технологии и инновации в храмовой архитектуре, где можно было увидеть удивительные, уходящие далеко от канонов новые храмы и церкви. Сам факт появления многочисленных решений говорит о том, что эта область архитектуры развивается, причём весьма стремительно. Мы и сами можем это наблюдать: на горизонте столицы появляются всё новые и новые купола, а звук колоколов может не утихать иногда от перекрёстка к перекрёстку. Храмовое строительство – специфическая область архитектуры, и интересно посмотреть, как она реализуется в столичном регионе.
История строительства новых храмов в Москве началась ещё в 2009 году, практически сразу после интронизации патриарха Кирилла. В одной из встреч с тогдашним мэром Москвы Юрием Лужковым глава РПЦ посетовал, что московские храмы часто находятся вне шаговой доступности прихожан, а в некоторых районах и вовсе отсутствуют. Говорилось, что Москве не хватает как минимум 200 новых храмов для нормального функционирования храмовой архитектуры. Лужков с владыкой согласился и пообещал исправить ситуацию. Как известно, мэр столицы вскоре сменился, но обещание осталось: так, благодаря решению московских властей выделить земельные участки под строительство православных храмов и возникла программа «200 храмов».
Если с технической стороны программа выполняется успешно и храмы в Москве строятся регулярно (за 5 лет её официального действия построено уже 30 храмов), то с точки зрения архитектуры не всё так однозначно. Попробуем разобраться с архитектурными тенденциями программы «200 храмов» на примере Церкви Александра Невского при МГИМО.
Хотя идея строительства храма родилась у студентов и преподавателей вуза ещё в 1999 году, её реализация стала возможной только благодаря программе «200 храмов». Строительство началось лишь в 2013 году по проекту современного архитектора Анисимова Андрея Альбертовича, заслуженного архитектора России, учредителя и главного архитектора ООО «Товарищества реставраторов», члена Академии Архитектурного Наследия, Председателя Гильдии храмоздателей. По проекту, однокупольный храм высотой в 36 метров рассчитан на 500 прихожан. Также в храмовый комплекс входят галерея, звонница и дом причта с трапезной. Архитектура церкви ориентирована на традиции северного псковского зодчества. Для максимального приближения к образцам древних храмов Руси главный купол облицован керамическими лемехами.
Однако всё чаще встаёт вопрос: нужно ли современным храмам непременно повторять образцы прошлых веков? Как оказалось, на эту тему дискутируют не только урбанисты, но и представители православной общественности, а предметом дискуссий как раз становятся проекты Анисимова. Проблему отсутствия современной храмовой архитектуры поднял ещё в 2012 году протоиерей и практикующий архитектор Андрей Юревич. «Чаще удачно, вкусно, как-то хорошо. Как угодно это называйте — цитаты, реплики, реминисценции, стилизация, эклектика, но это всё-таки панорама не вполне современной жизни», – прокомментировал работы Анисимова Юревич. И действительно, посмотрев другие проекты церквей на сайте программы «200 храмов», можно заметить, что все они повторяют архитектуру XV–XVII веков.
Храм на 200 человек в стиле русской архитектуры XVII века. Автор идеи и главный архитектор проекта: Пушина А.Б.
Собирательный образ старорусской архитектуры II: однокупольный храм с тремя алтарными апсидами на 300 человек
Соборный храм на 600 человек в стилистике больших соборов XVI-XVII вв.
Русская храмовая архитектура будто бы продолжает жить в прошлом, а нарушить эту традицию, чтобы создать храм XXI века, никто не решается. Вопрос встаёт тем острее, чем больше среди прихожан московских храмов становится молодых людей. Для поколения миллениум не так важно, повторяют ли купола образцы XVII века. Многие из них, практически цитируя Мартина Лютера, говорят, что Бог не в куполах и они рады были бы прийти в любое здание, выполняющее функции церкви.
Для большинства прихожан основной проблемой остаётся непродуманное месторасположение храмов. Церкви вырастают либо на пустырях, либо в парковых зонах. В первом случае недовольны инфраструктурой прихожане, во втором – зелёные активисты, которые стараются оградить территории парков от застроек.
Как бы то ни было, программа «200 храмов» будет развиваться ещё очень долгое время, поскольку единственным источником её осуществления являются пожертвования. Остаётся надеться, что за это время архитекторы, урбанисты и православная общественность найдут оптимальное решение церковной архитектуры и, быть может, вместе придут к тому, каким должен быть храм в XXI веке.
Комментарии