Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
26 февраля 2016 г.

Designet Team: «Чтобы конкурсный проект принес результаты, он должен стать заметным»

Продолжение интервью с Владимиром Самойловым и Александром Матвеевым (Designet Team, дизайнерское консалтинговое агентство Matveyev Samoylov concept development и платформа ContestMakers). 

– Вы организовали несколько больших успешных дизайн-конкурсов для компаний Nayada, Mr.Doors и др. в России. А как вы относитесь к международным соревнованиям, и стоит ли в них участвовать молодым дизайнерам? 

Владимир Самойлов: 

– Есть два принципиально разных формата, которые люди путают. Мы когда погрузились в эту тему, четко для себя это отметили. Есть Сompetition или Сontest – это конкурс, соревнование, а есть Awards – премия.

Это кардинально разные форматы. На Awards, как правило, присылают свои работы, например то, что было сделано за год. На конкурсах ставится какая-то задача, и проект нужно сделать под нее. Участвовать можно и там, и там. Другое дело, что у студентов или молодых дизайнеров подходящих готовых проектов может и не быть, поэтому им на Awards часто заявлять нечего. Этот формат – больше для профессионалов. 

– С какими проектами или на каком уровне развития и опыта стоит участвовать в конкурсах?  

Владимир Самойлов: 

– Конкурсов проводится огромное количество, и все они – с разными ограничениями: одни для молодых профессионалов до 30 лет, другие для выпускников, третьи – с какими-то другими рамками.

Во-вторых, они имеют разный уровень качества. Нужно понимать, зачем тебе это нужно и подбирать соответствующий контент. Ну и внимательно смотреть на условия и состав жюри. 

Александр Матвеев: 

– Важно еще понимать задачу: зачем те, кто организовали соревнование, его организовали. 

Владимир Самойлов: 

– Можно назвать несколько конкурсов, которые нам очень нравятся. В них стоит участвовать. Например, каждый год проводится Electrolux Design Lab, на котором нужно придумать новые идеи в какой-то области домашнего хозяйства. Допустим, тема – «чистка одежды» или «поддержание чистоты в доме». При этом организаторы не уточняют, что это должно быть.

Тысячи участников со всего мира присылают крутые концепции. Они все борются за очень хорошую награду: помимо денег победитель получает 6-месячную стажировку на Electrolux. Это отличный способ начать свою профессиональную карьеру, даже если не войдешь в топ-9 и не получишь приз. Во-первых, по ходу разработки идеи участник может получать консультации профессиональных дизайнеров. Во-вторых, сам конкурс очень круто освещают в СМИ: даже те, кто попадают в топ-50, могут засветиться в прессе. Для западного рынка дизайна это очень престижно. В-третьих, участие в нем совершенно бесплатное. 

Подобный конкурс раз в 2 года проводит испанская компания Roca: Roca International Design ContestJumpthegap. Они занимаются сантехникой. Обязательно стоит поучаствовать, если эта тема вам интересна. 

Если говорить о премиях, то, прежде всего – это Red Dot Design Award. Участие в нем платное. Причем, если вы выиграете, придется заплатить в 10 раз больше для того, чтобы вы имели право называть себя обладателем Red Dot Award, присутствовать со своим продуктом у них на сайте, в музее и т.д.

В России с правильными конкурсами для дизайнеров сложно. Очень много мероприятий с задачами в духе «придумайте, как использовать этот шифер для покрытия крыши». Это просто маркетинг, ясно же. 

Существует такая организация, как Icsid – Международный Совет Сообществ промышленного дизайна. У них есть определенные правила, как должен быть грамотно организован международный дизайнерский конкурс или премия, например, членов жюри должно быть не меньше трех, большинство из них должны быть профессиональные дизайнеры по теме конкурса; жюри должны представлять два глобальных региона, приз должен быть выплачен не более чем за месяц после присуждения, и т.д. Если все эти правила принимаются организаторами, то Icsid выдает сертификат, на котором написано «одобрено Международным Советом Сообществ промышленных дизайнеров». Это означает, что конкурс организован идеально. 

– А есть такие конкурсы, где точно не стоит участвовать? Что может служить тревожным сигналом? 

Владимир Самойлов: 

– Не стоит связываться с конкурсом, где уровень и сложность задачи явно не соответствует той награде, которую получит победитель. Или где в жюри нет профессионалов. 

Александр Матвеев: 

– Пару лет назад мы вступили в жесткую публичную полемику с организаторами подобного конкурса. Девелоперы, которые разрабатывали новый квартал в центре Москвы, устроили соискание на проект интерьера квартиры. Результаты конкурса в дальнейшем планировали использовать как набор типовых решений для своего квартала. Призом были … 50 тысяч рублей! 

Владимир Самойлов: 

– Мы им объясняли, что 50 тысяч – это ничто. Это — цена четверти квадратного метра московской недвижимости. Это оскорбительно даже для начинающего дизайнера или архитектора. Приз должен быть в несколько раз больше. Понятно, что люди все равно прислали проекты, что в итоге выбрали победителя. Всегда найдутся те, кому даже эти условия покажутся привлекательными. Но я считаю, что это большое неуважение к профессиональному сообществу. Мы такие конкурсы не поддерживаем. 

– Что, на ваш взгляд, определяет успех дизайн-проектов? 

Владимир Самойлов: 

 – Во-первых, идея, во-вторых – грамотная современная подача, из которой понятна суть твоей идеи. 

Александр Матвеев: 

– То есть подача, слитая, единое в целое с этим продуктом. Вот тогда это сработает. 

Владимир Самойлов: 

– Вы до этого спрашивали по поводу журналистики – как она помогает в дизайне. Я ездил в несколько пресс-туров Electrolux Design Lab. Мы смотрели, как там все организовано, видели и участников, и проекты, и саму подачу. Тогда я понял, что именно важно журналистам: успешная составляющая проекта – это, как ни странно, как ни банально звучит, просто красивые картинки. Мало придумать классную идею – ее нужно очень красиво нарисовать, чтобы журналистам захотелось ее напечатать, даже если ты не победитель. 

Александр Матвеев: 

– Это должен быть свежий ракурс, или какой-то скандальный подтекст, или вызывающая форма. Не так важно, какими средствами пользоваться. Чтобы конкурсный проект дал результаты, он должен стать заметным. 

Владимир Самойлов: 

– Красивая картинка плюс интересная идея, соединенные с крутой подачей и с объяснением, как это все работает – вот тогда проект выстреливает. Главное не забывать, что в таких конкурсах ты соревнуешься не со своим соседом по институту, а со всем международным сообществом, поэтому так важно понимать все тренды, которые сейчас присутствуют. Нужно знать, куда все движется, включая технологии, чтобы отразить это в своем концепте. 

– А какие проекты точно будут провальными, помимо проблем с качеством? 

Владимир Самойлов: 

– Те, которые просто не попадают в понимание контекста задачи, либо слишком примитивно его понимают. Если вам ставят широкую тему, условно говоря, «уход за одеждой», то это не значит, что нужно проектировать новую стиральную машину. Это могут быть какие-то нанороботы, которые чистят одежду, пока ты спишь или что-нибудь не менее оригинальное.   

– У вас есть какое-то ноу-хау для организации конкурсов? 

Владимир Самойлов: 

– А как же! Проведя пару конкурсов, мы поняли, что без своих инструментов в этом деле не обойтись. И разработали ContestMakers — свою платформу, – в которой есть все необходимые функции для участников, организаторов, журналистов и членов жюри, реализованные через простой, интуитивно понятный интерфейс. 

На этой платформе мы сделали несколько конкурсов для компаний Nayada и Mr.Doors

– За какими международными выставками, по вашему мнению, стоит следить, чтобы быть в курсе? 

Владимир Самойлов: 

– На самом деле, нужно много за чем следить, но если за всем следить, то можно только этим и заниматься. 

Александр Матвеев: 

– Если говорить про предметный дизайн, то нужно ездить в Европу. В апреле в Италии проходит Миланский мебельный салон (Salon Internazionale Del Mobile), в январе – IMM в Кёльне, в сентябре – «100% Design London». Есть еще недели дизайна: Dutch design week в голландском Эйндховене, Paris Design Week в Париже, в Stockholm Design Week в Стокгольме и мн. др. Есть венецианские биеннале La Biennale – чередующиеся темы – арт и архитектура. Желательно присутствовать в среднем на трех-четырех событиях, неважно на каких из них. Это источник вдохновения, который потом годами не иссякает. А также эти события задают планку качества во всем – от объектов и идей, до подачи и коммуникаций. 

Stockholm Design Week 

Владимир Самойлов: 

– На выставках огромное количество проектов связано с арт-дизайном. Поэтому там дизайнеры получают много идей, которые радикально расширяют понимание контекста, как и с чем можно работать. Появляются совершенно новые образы. 

Paris Design Week 

Александр Матвеев: 

– На этих выставках получаешь представление о том, что будет происходить в дизайне уже через год. Это как поездка в будущее: этот мир отделен от остального мира годом развития в области дизайна. Там скрыты первоисточники относительно всего, что творится на рынке.

Dutch Design Week 

– Была ли такая нишевая, не широко известная выставка, которая вас поразила? 

Александр Матвеев: 

– У меня в Лондоне было открытие в 2002-м – Designersblock. Это немного панковская выставка лондонских дизайнеров, мейкеров. Я был тогда поражен, насколько странными могут быть концепты – очень сложно было представить, что вообще творится в голове у авторов. Такие проекты крайне редко доходят до рынка, но расширяют границы возможного, ломают стереотипы.

Designersblock

Владимир Самойлов: 

– Для меня это была Promosedia — единственная в своем роде выставка стульев в итальянском городе Удина, около Венеции. Этот регион Фриули-Венеция-Джулия держит больше половины мирового рынка контрактных поставок стульев. Так что, могли себе позволить такую выставку – сейчас, к сожалению, она больше не проводится. А открытием на ней было то, что сами итальянцы – большие мастера заимствовать дизайн друг у друга. Нам было хорошо заметно, как известные образцы от лидеров отрасли копировались фабриками помельче. Ровно с такими изменениями в дизайне, чтобы невозможно было предъявить никаких юридических претензий. Так что вопрос копирования дизайна существует и в Европе, но немного на другом уровне. 

Читайте также:

DESIGNET TEAM: «Осмысление задачи и ее грамотная постановка составляют как минимум половину успеха» 

Текст: Кушаковская Мария

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие интервью

© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта