Живые крыши: от мала до велика
Женщина-архитектор: забыть нельзя наградить
Среди сотен мужчин, получивших архитектурные награды, вам хватит пальцев двух рук, чтобы подсчитать оценённых по достоинству женщин-архитекторов. Заха Хадид стала первой женщиной, получившей Притцкеровскую премию, лишь в 2004 году. Американский институт архитектуры впервые вручил премию женщине всего пять лет назад. А ведь первые женские имена в архитектуре появились ещё в конце XIX века.
К борьбе с предубеждениями в архитектуре в этом году присоединились организаторы международного форума и премии «Woman Who Matters». При содействии одного из крупнейших девелоперов страны – компании «Инград» в рамках премии учреждена награда за проекты для женщин в области архитектуры и урбанистики. В поддержку этой инициативы BERLOGOS запускает серию публикаций о вопросах гендерного равенства. Начинаем с истории женщин, которые прошли этот тернистый путь к профессиональному признанию, и награда нашла их.
Джулия Морган и посмертное признание
Имя Джулии Морган многое значит для Калифорнии, ведь там по её проектам построено более 700 зданий: жилые дома, церкви, офисные здания, больницы, гостиницы и рестораны, магазины и учебные заведения. Она уникальна уже тем, что стала первой выпускницей архитектурного факультета Парижской национальной школы изящных искусств. Но на этом Джулия не остановилась: её не устраивала работа в конструкторском бюро, где зарплата женщин была ниже, чем у коллег-мужчин. Поэтому она получила лицензию архитектора, став первой лицензированной женщиной-архитектором в Калифорнии и руководителем собственной мастерской.
Самым известным проектом Морган стал шикарный замок «Хёрст» (Hearst Castle) в Сан-Симеон, штат Калифорния. Сейчас это национальный исторический памятник, известный на весь мир. Однако её профессиональный вклад в архитектуру при жизни не был оценён. Только спустя 56 лет после смерти (в 2013 году) Джулия получила главную архитектурную награду США – премию AIA Gold Medal Американского института архитектуры. И как бы странно это не прозвучало в XXI веке, женщина впервые стала лауреатом этой престижной премии.
Дениз Скотт Браун и одна медаль на двоих
Ярким доказательством редкого признания женских достижений на архитектурном поприще служит история супругов-архитекторов Денизы Скотт Браун и Роберта Вентури. Вместе они основали мастерскую Venturi, Scott Brown&Associates и с 1960 года работали над проектами вместе. Но Притцкеровскую премию в 1991 году вручают лишь Роберту Вентури. Общественность назвала премию сексистской и несправедливой, но история быстро забылась. Свою награду Дениз смогла получить только в 2016 году, когда пара была удостоена Gold Meda lAIA Американского Института архитекторов. Однако этому предшествовали петиция студентов Гарварда, собравшая 20000 подписей, и изменение правил премии.
Дениз Скотт Браун и Роберт Вентури, Мемориальный комплекс Бенджамина Франклина
Норма Меррик Скларек и её сила духа
Норма Меррик Скларек испытала на себе силу предубеждений не только насчёт своего пола, но и цвета кожи. В истории архитектуры она известна как первая афроамериканская женщина-архитектор. Несмотря на степень бакалавра архитектуры в Колумбийском университете и прогрессивный 1950 год, она с трудом нашла работу. Но даже позже во время работы с крупными архитектурными фирмами, её имя не указывалось среди авторов проекта.
Норма Мерик Скларек, аэропорт Лос-Анджелеса
Тем не менее, благодаря своему таланту и деловой хватке, Норма Скларек быстро поднялась по карьерной лестнице, став директором компании Gruen Associates. По её проектам были созданы американское посольство в Токио, центр дизайна Pacific, Fox Plaza в Сан-Франциско и Terminal One в международном аэропорту Лос-Анджелеса. Она стала первой афроамериканкой, удостоенной членства в Американского института архитекторов, а позже председателем Национального совета по этике AIA. Норма Скларек не просто выживала в трудной профессии – она процветала.
Защитники равенства и бунтари в архитектуре
Аманда Ливит, Дениз Скотт Браун, Одиль Декк, Кэтрин Финдлей, Эва Иржична, Заха Хадид, Ивонн Фаррелл и Шелли Мак Намара– все они получили наградуимени Джейн Дрю (Jane Drew Prize) и стали современными символами борьбы за повышение статуса женщин в архитектуре. Эта премия ежегодно отмечает архитекторов, которые способствуют развитию роли женщин в профессии.
Jane Drew Prize, Заха Хадид
Jane Drew Prize, Эва Иржична
Jane Drew Prize, Одиль Декк
Так в 2018 году Аманда Ливит была «независимым голосом» архитектуры, который вызвал серию дебатов и реформ. Кэтрин Финдли была первой женщиной-академиком факультета архитектуры Токийского университета и первым иностранцем, который там преподавал.
Jane Drew Prize, Аманда Ливит
Jane Drew Prize, Кэтрин Финдли
Ивонн Фаррелл и Шелли Мак Намара были награждены за то, что они смогли «передать свой собственный опыт и приверженность профессии», выступая в роли «образцовых моделей» для женщин в архитектуре. И, наконец, Заха Хадид, которая смогла доказать, что женщина может разбить «стеклянный потолок» карьеры.
Jane Drew Prize, Ивонн Фаррел и Шелли Мак Намара
Сегодня благодаря архитектурным и градостроительным премиям для женщин их роль в мировой архитектуре пересматривается и переоценивается. Крупные российские компании заинтересованы в том, чтобы вкладывать средства в проекты, помогающие женщинам делать успехи в карьерном продвижении. А такие форумы, как «Woman Who Matters», способствуют тому, чтобы создавать комфортную деловую среду как для мужчин, так и для женщин, какую бы профессию они ни выбрали.
Можно почитать:
Woman who matters: лучшие проекты о женщинах и для женщин
Womenpower: женщины в архитектуре
Женщины в архитектуре 2016. Неравенство мужчин и женщин
Интеграция женщин и групп населения в строительство и архитектуру
Комментарии