Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
16 декабря 2019 г.

Событийная архитектура международного уровня в России

Авторская колонка Михаила Белякова, главы архитектурного бюро Noor Architects.

Событийная архитектура в XXI-м веке перешагнула порог локальных форматов и стала одним из важнейших видов проектировочного искусства. Сегодня на её принципах базируется инфраструктура любого крупного спортивного, культурного, экономического или политического мероприятия. Одним из примеров реализации на практике принципов современной событийной архитектуры стал фестиваль «Таврида -Арт», с успехом прошедший несколько месяцев назад в Крыму. Разработкой и формированием его инфраструктуры занимались архитектурное бюро Noor Architects и Центр стратегических инициатив.

Фестиваль, прошедший летом на полуострове, – вторая фаза международного молодёжного форума «Таврида». Они оба очень быстро стали известны далеко за пределами Крыма и даже России. Произошло это не только из-за наличия обширных и разнообразных культурных программ, но и благодаря масштабности и оригинальности придуманной и реализованной инфраструктуры. На главной сцене фестиваля прошло более 830 мероприятий, а в арт-кварталах состоялись десятки выступлений, концертов и кастингов. Наблюдая за разносторонней жизнью фестиваля, появлением и изменением гигантских арт-инсталляций, гости мероприятия назвали его «русский Burning Man».

Работа с крупной событийной архитектурой — всегда вызов для любого специалиста. Однако для нас проектирование инфраструктуры фестиваля стало уже третьим кейсом такого формата на международном уровне. Четыре года назад бюро занималось разработкой временных конструкций для обеспечения предварительной жеребьёвки Чемпионата мира по футболу-2018. Строительство объектов велось в Михайловском саду в центре Петербурга и на территории Константиновского дворца в Стрельне. Площадь специального зала для проведения процедуры жеребьёвки составила 10 000 кв. м, а суммарная площадь всех объектов – более 20 000 кв. м. В Москве мы также занимались возведением временных объектов для ЧМ-2018 на территории спортивного комплекса «Лужники». В рамках данной работы были сооружены объекты суммарной площадью порядка 10 000 кв. м.

Подобный формат проектирования я называю временным редевелопментом. Его особенность заключается в том, что на вверенной территории оперативно и с идеальной точностью размещаются постройки и элементы инфраструктуры, которые в нужное время столь же быстро демонтируются, а локация остаётся в своём привычном виде. Проведение полного цикла жизни такого проекта –от создания чертежей до демонтажа последней конструкции – требует от команды его разработчиков слаженности и точности работы, а также оперативности и согласованности в микромендженте.

Наиболее часто поп-ап проекты создаются для мероприятий с относительно небольшим количеством людей. Инфраструктура «Тавриды-Арт» предназначалась для взаимодействия с десятками тысяч гостей ежедневно.

Очень важно, чтобы гость столь масштабного мероприятия не терялся в нём и мог интуитивно «читать» территорию, мгновенно находить нужные места и события в любое время суток. Помочь решить данную проблему может простая, но во многом гениальная концентрическая пространственная схема. Она помогает провести зонирование так, что центральная площадь становится главной точкой на карте и одновременно надёжным ориентиром. Попадая на неё, человек может легко сориентироваться даже на огромной территории, найти взглядом нужные ему объекты и составить маршруты. 

Поиск локации играет очень важную роль во временном редевелопменте. Место должно не только соответствовать духу события, но и мотивировать человека. Располагаясь на берегу Чёрного моря, рядом с мысом Меганом, бухта Капсель и соседняя долина идеально отвечают данным критериям. Эти места защищены от холодных ветров и обладают невероятной и нестандартной красотой. Особенности местного климата за многие сотни лет превратили долину рядом с бухтой в неповторимый пейзаж, который словно был создан для роли масштабной декорации. С прагматической точки зрения, место также можно назвать крайне удачным. Рядом находится город Судак со всей своей инфраструктурой. Однако особенности ландшафта скрывали «Тавриду-Арт» от посторонних взглядов.

Работа с событийной архитектурой подразумевает предельно мягкий формат интеграции девелопмента в естественную структуру территории. В нашем случае ландшафт бухты сам помог соблюдать данный принцип. Как отмечалось ранее: он крайне интересен. В долине есть огромное количество складок, пейзажных мест, сложных и необычных перепадов.

Территория «Тавриды» заняла 55 гектаров. На участке было необходимо найти точки для максимально удобного и естественного расположения временных конструкций и объектов. Дело в том, что событийная архитектура, при свой точности и внимании к деталям, должна работать как живой организм, помогать формировать настроение и поддерживать его. Культурное пространство «Тавриды» не выглядело как музейный экспонат под стеклом. Оно изначально разрабатывалось так, чтобы стать динамичной и постоянно эволюционирующей территорией, местом для раскрытия творческого потенциала. Бухта и морское побережье стали живым и меняющимся фоном для этого. Места для крупных арт-объектов были подготовлены так, что сами инсталляции по-разному воспринимались из различных точек. Сами объекты постепенно менялись и преображались в течение фестиваля. Базовая задача организаторов заключалась в том, чтобы предоставить участникам продуманную, но ненавязчивую инфраструктуру, которая будет исправно функционировать и давать возможность трансформировать арт-пространство.

Было бы ошибкой считать, что за атмосферностью не скрывается тщательно отрегулированная технологическая система. Объём реализованных работ при организации «Тавриды» был куда больше, чем в случае с локальными фестивалями туризма и т.д. Необходимо было создать комфортную и гибкую бытовую среду, разработать различные объекты (технические, общественные, культурные), продумать их взаимодействие с территорией, людьми и друг другом. В числе таких объектов: места для мастер-классов, специальные шатры, зоны работы сотрудников и др. Всё это должно было быть приспособленным для быстрого и удобного монтажа различной аппаратуры. Нам как архитекторам было необходимо создать и правильно собрать такой «пазл».

Участок, на котором расположился фестиваль, был разделён на 5 крупных зон со своими чётко определёнными функциями. Среди них — зона для прогулок; событийная зона для проведения мероприятий; зона для гостей; зоны для почётных гостей и различных официальных лиц; зона, предназначенная для размещения арт-инсталляций, и технические зоны.

Внутри зоны временного размещения гостей появилось быстровозводимое жильё из деревянных материалов, модульные постройки и объекты гигиены. Малые архитектурные формы представлены в виде площадок для отдыха и занятий йогой. Также на территории располагалось несколько костровых, которые стали не только удобными общественными хабами, но и точками формирования особой атмосферы. Для почётных гостей были сооружены отдельные жилые объекты модульного типа и кафе.  Кроме того, мы занимались организацией зоны руководства техническими процессами.

Не стоит забывать и о беспрецедентных масштабах реализованных инженерных работ в ходе подготовки и проведения мероприятия. Основное и резервное снабжение электричеством, обеспечение водой для питья и бытовых нужд, освещение — всё перечисленное было создано в полевых условиях с нуля и работало как часы. Организаторы круглосуточно наблюдали за тем, чтобы все системы функционировали так как надо и с запасом по мощности.  

Сложность такой работы полностью окупается её результатами. Инфраструктура фестиваля справилась с огромным потоком людей и техническими задачами, которые ставились на старте проекта. Гости «Тавриды» будут долгие годы вспоминать о его посещении и показывать друзьям фото бухты Капсель.

Фото: Пресс-группа «Таврида-Арт»

Можно почитать:

Интервью с Михаилом Беляковым

Генетический код архитектурно-художественного университета
Города будущего
Витрина для девелопера: 5 принципов продающего шоу-рума
5 трендов Миланской недели дизайна
Эволюция фасадов: от 90-х годов XX века до наших дней




Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2024 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта