Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
27 марта 2019 г.

Новая жизнь архитектурной керамики

Современные архитекторы и дизайнеры всё чаще возвращаются к традиционным материалам, предлагая новый взгляд на давно забытые формы. Одним из таких элементов стала керамическая плитка, переживающая сегодня второе рождение в качестве экстерьерного декора. Результатом этого стали экспрессивные фасады, сочетающие выразительный облик с надёжностью.

Изразцы – один из древнейших видов отделочных материалов. Они традиционны не только для древнерусского зодчества. В своё время ими облицовывали синагоги и католические соборы, мечети и иудейские храмы. Постепенно их использование заметно сократилось, если не считать короткого периода раннего модерна в начале прошлого столетия. Массовое использование стекла и бетона, предпосылки конструктивистского движения — всё это надолго отвлекло архитекторов от выразительной и «ламповой» керамики.

Когда простая геометрия себя изжила, дизайнеры вернулись к старым формам в поисках новых решений. Так керамическая облицовка и получила осовремененный облик.

Studio Bell

Олицетворением прочности и элегантности изразцовой отделки по праву считается Национальный музыкальный центр Studio Bell в Канаде. На сегодняшний день он признан самым амбициозным и инновационным проектом Allied Works Architecture's. Комплекс из двух башен, объединённых воздушным переходом, занимает более четырнадцати тысяч квадратных метров. Наружные и внутренние стены облицованы глазурованной терракотовой плиткой, которая придаёт изгибающимся поверхностям интересный облик.

Благодаря окнам необычной формы, естественное освещение проникает в помещение неравномерно, и на стенах появляются абстрактные переливы.  Разное расположение изразцов создаёт иллюзию волн и непрерывного движения, что стало аллюзией на постоянное культурное развитие региона. Задумка раскрывается во время перемещения зрителя, что соответствует символизму и эстетике модерна.

Asian Arts Centre

Подобный приём использовали архитекторы из бостонской фирмы Machado Silvetti для одного из корпусов музея Азиатского искусства в Сарасоте. Но здесь авторы были ограничены строгой прямоугольной формой здания, которая не позволяла создать игру света за счёт одних только глянцевых поверхностей. Проблему решила волнообразная форма самих терракотовых плиток, изготовление которых заняло у местных ремесленников около месяца.

Более трёх тысяч массивных изумрудных блоков формируют композиционное целое с окружающим парком. Рядом расположен особняк Cà d'Zan в венецианском стиле, облицовка которого также гармонирует с оформлением музейного комплекса. А массивные объёмы нового здания обеспечивают визуальную привлекательность и монументальный облик главного входа.

KWG Cube

Визуальные особенности керамической облицовки не ограничиваются только комбинацией глянцевых и матовых деталей. Материал позволяет экспериментировать с современными красками и технологиями, что доказали нидерландские архитекторы MVRDV. В своём проекте для торгового центра KWG M Cube в Пекине они использовали уникальную плитку с рассеивающими свет частицами.

Вместо светящихся светодиодных панелей здание покрыли глазурованными перламутровыми изразцами. Чтобы достичь опалесцирующего эффекта, каждый элемент покрыли специальным составом в три слоя, обжигая их при разной температуре. По задумке дизайнеров такая технология позволила создать неравномерную отражающую способность. В зависимости от погодных условий или положения зрителя фасады получают разную расцветку. Подобный эффект позволяют достичь и другие материалы, например, зеркальные или металлические поверхности. Но они дают равномерную окраску и дороже в производстве.

Camper Barcelona

Ещё одним плюсом изразцов является их мобильность. Элементы могут быть выполнены в любых формах и при необходимости занимать всё пространство. Чёткий ритм витрин магазина Camper в Барселоне как раз стал примером такого использования терракотовой плитки. Дизайнеры из бюро Кэнго Кума спроектировали вогнутые блоки, напоминающие раковины морских гребешков. Конструкция позволила скрыть элементы промышленных светильников и создать выразительные необычные полки. Благодаря зеркальным стенам помещение получило динамичное настроение и законченный облик.

Можно почитать:

Эволюция фасадов: от 90-х годов XX века до наших дней

Искажённые фасады

Керамические фасады: дом из глины и огня


Текст: Лурье Елена

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
4 октября 2018 г.
27 сентября 2018 г.
19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
© 2010—2019 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта