Живые крыши: от мала до велика
58-я Венецианская биеннале: павильон Северных стран
В 2019 году темой Венецианской биеннале, выбранной куратором Ральфом Ругоф (Ralph Rugoff), стала английская фраза «May you live in interesting times» (Не дай вам бог жить в эпоху перемен). Долгое время она считалась китайским проклятием, связанным с периодами кризиса и беспорядков, «интересных времён», таких, какие мы сейчас переживаем. Куратор также заявил: «Биеннале включает в себя, без сомнения, произведения искусства, которые отражают все нестабильные аспекты нашего существования, включая многочисленные угрозы основополагающим традициям, институтам и отношениям «послевоенного порядка». При этом, все участники были призваны представить проекты, которые могут стать проводниками, помощниками в эти «интересные времена». Мы расскажем о павильонах разных стран, которые рассматривают множество граней современности, времён, в которые мы живём.
Павильон Северных стран
Павильон Северных стран, расположенный в Садах Биеннале, посвятил своё пространство проблемам экологии, глобальному потеплению и изменению климата. Выставка, которую представили в Венеции Финляндия, Швеция и Норвегия, называется Weather Report: Forecasting the Future (Прогноз погоды: представляя будущее). Основное внимание кураторов и художников сосредоточено на сложных отношениях между человеком и окружающим его миром в период, когда изменение климата и массовое вымирание различных видов животных и растений угрожают будущему жизни на Земле.
Выставка начинается с предположения о том, что зачастую люди не замечают формы жизни, которые существуют в масштабе, отличном от их собственного (например, микроскопические организмы или длительные процессы разложения органических веществ). Каждый элемент в пространстве павильона представлен с целью познакомить зрителя с материальностью пространства и помочь установить связь с другими, живыми и неживыми существами. Такая установка выбрана не случайно, Сады Биеннале окружены Венецианской лагуной, сам город кишит туристами и имеет круизный морской порт. Всё это стимулировало размышления художников об экологическом кризисе, эрозии, вызванной столетиями массового туризма, и перспективах выживания местных морских видов лагуны, которые конкурируют за жизненное пространство с внушительными круизными лайнерами. Даже сам павильон восприимчив к внешним условиям: паводки (acqua alta) и переменчивая погода также могут оказать своё влияние на выставку.
Художниками, приглашёнными для создания концепции павильона для 58-ой Биеннале, являются финский дуэт nabbteeri, норвежская художница Ane Graff (Энн Граф) и Ingela Ihrman (Инжела Ирман) из Швеции. Художественную деятельность всех четверых характеризует сочетание искусства, гуманитарных и естественных наук в их работах и творческий процесс, основанный на сотрудничестве или междисциплинарном диалоге. Благодаря такому подходу выставка Weather Report: Forecasting Future чётко формулирует, как люди могут пересмотреть свои взаимоотношения с окружающей средой и с другими формами жизни, населяющими нашу планету.
Nabbteeri, Compost (Компост)
Создание своих проектов художественный коллектив nabbteeri обычно начинает с анализа места, где они будут установлены и сбора материалов в этом месте, включая также и переработанные объекты. Таким образом, рождаются многослойные преобразованные инсталляции, созданные на основе взаимодействий и слияний между художниками и остальными вещами, включая маленькие формы жизни, неживую и живую природу. На территории Павильона Северных стран nabbteeri создал Компост – живую и самодостаточную экосистему. Вегетативные формы жизни поддерживаются в здании павильона путём подрезки и сбора растительных отходов в Садах Биеннале, помещённых в контейнеры, заполненные песком.
Ane Graff, The States of Inflammation (Состояния Воспаления)
Черпая вдохновение из переосмысления реальности нового материалистического феминизма, Энн Графф создаёт инсталляции, которые объединяют её исследования и поиски в различных дисциплинах, таких как микробиология и химия. The States of Inflammation, работа, которую художница представила в Венеции, делает видимым, как человеческое тело и его текущее воспалительное состояние связаны с внешними агентами, например, бактериями или токсичностью окружающей среды.
Ingela Ihrman, A great Seaweed Day (Великий день водорослей)
Подобно водорослям, инсталляции Ингелы Ирман рассказывают историю жидкостей и их связи с происхождением человеческого тела, а также связи между различными формами жизни. Представленная в Венеции инсталляция, состоящая из больших и немых объектов, приглашает посетителей павильона Северных стран принять участие в телесном опыте, разрушить стереотипы и ограничения и пересмотреть понятия принадлежности и сосуществования.
Комментарии