Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
27 января 2016 г.

Китайское равновесие

«Город-сад», «Творческий город дизайна», столица XXVI всемирной летней универсиады, южный китайский мегаполис Шэнчьжэнь стремительно растет и развивается во всех смыслах. В архитектуре этого города, как и во всей китайской архитектуре, сочетаются два направления. Первое – это уважение и любовь к традиции, стремление сохранить свое историческое и культурное наследие, свою уникальную народную способность самоидентификации. Второе – это открытость всему новому, современному, западному.

В парке «Великолепный Китай» туристы могут увидеть копии таких достопримечательностей страны, как Китайская стена, Каменный лес Юньнань, Шаолиньский монастырь, сады Сучжоу. Большой парк «Деревня национальной культуры» воссоздает обстановку прошлых столетий, представляя туристам и горожанам 24 типа китайских сел. Музей старого города Наньтоу дает возможность проследить всю историю Шэнчьженя с древних времен. В этом городе сохранено множество исторических архитектурных памятников, храмов, садов.

В то же время Шэньчжень – это крупный промышленный мегаполис с высочайшими в мире небоскребами, дизайнерскими транспортными развязками, конкурсами на строительство фондовых бирж и дворцов бракосочетаний, иностранными проектами офисных башен, культурными центрами в динамическом стиле.

Голландская студия Mecanoo не в первый раз реализует здесь свой проект. В 2011 году это был культурный центр в форме красных зеркальных башен, припадающих друг к другу, но сохраняющих равновесие в общей оси для треугольных арок.

И, наверное, единственное, что может объединять этот проект с новым проектом библиотеки и музея современного искусства – это стремление охватить большое пространство и в его рамках восстановить равновесие. Дизайнеры Mecanoo оказались на редкость самокритичными и в этот раз признали, что многие проекты иностранных архитекторов для Китая были провальными, потому что создавались исключительно на западный манер, и с трудом вписываются в архитектурную концепцию города. И действительно, сколько таких архитектурных выкриков, не привязанных ни к чему вокруг, – высказывание, транслирующее только свою исключительность, яркость и ценность. Вряд ли можно в этом упрекать западную архитектуру современности, но культуре Китая с древнейших ее времен всегда было и есть что на это ответить.

Традиционный китайский принцип, которому следует Mecanoo  в новом проекте, – гармонично вписать сооружения в окружающее пространство, в ландшафт и в историческую концепцию существующих зданий и парков. Музей искусств и библиотека в одном просторном арт-пространстве – это скромный и сдержанный, незамысловатый по своим формам ансамбль помещений с внутренними двориками для чтения, детских игр и прогулок.

На фоне сверкающих небоскребов этот приземистый (хотя изнутри очень высокий) комплекс своими горизонталями создает ощущение медленного и естественного движения по земле. Деревянные обрамления стен и сводов симметричными вертикальными «рельсами» рождают ассоциацию с бесконечными книжными полками.

Дерево, камень, стекло навсегда остаются в нерасторжимой связи – будь то деревянные окна огромной библиотеки, будь то сосна у подножия водопада и камень, на котором сидит человек и кристаллическим волшебным свойством своего глаза объединяет себя с прекрасным. По задумке Mecanoo, человек, попадающий внутрь этого аккуратного, с виду не выделяющегося помещения, способен отгородиться от городской суеты, успокоиться, поразмышлять, изучить что-то. Пространство разделено этажами условно, не перекрывается ими, создается ощущение перетекания одного в другое. Над головой много места и много света – система внутренних двориков позволяет ему проникать через множество окон. Огромные деревянные стены с книжными полками и иероглифами дают человеку почувствовать себя маленькой частью огромного культурного наследия во всех собранных здесь книгах.

Над эскалатором, соединяющим библиотеку с выставочным залом современного искусства, нависает бесформенный черный объект. И поскольку местная атмосфера, как и планировали дизайнеры, способствует творческому мышлению и полету фантазии, можно вообразить, что это – простая клякса, капелька  туши, стократ увеличенная в размере. Какими маленькими мы покажемся себе тогда. А дизайнеры скажут, что все относительно – важное собеседование или удачно заключенный контракт.

Наверное, самое интересное в новом проекте Mecanoo – то, что человек не должен теряться в этих просторных помещениях, книгах, подчас инфантильных и неоднозначных высказываниях современных художников. Такими же черными будут овца и ворона на этаже с детской игровой комнатой – но ребенок наполнит их жизнью, ему будет достаточно и очертаний. Деревянные лестницы, как и скамейки, максимально приближенные к земле, делают незаметной границу между тем, где нужно и где не нужно сидеть, между маленьким и большим человеком.

Закрыв книгу и оглядевшись вокруг, посмотрев в окна, каждое из которых откроет продуманный вид, можно сделать свой выбор и на какое-то время восстановить равновесие.


Текст: Белажур Ольга

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта