Живые крыши: от мала до велика
Кирпичный нос: «Чилихаус» и его создатель
Архитектура XX века полна неожиданных решений и поворотов – под стать эпохе, в которой она существовала. Среди объектов, превратившихся в иконические символы, есть те, чьи авторы малоизвестны или почти забыты.
Одно из таких зданий – «Чилихаус»: одиннадцатиэтажное складское здание, построенное в юго-восточной части Гамбурга архитектором по имени Фриц Хёгер.
В Гамбурге в начале XX века зданиям принято было давать имена. Заказчик, Генри Сломан, разбогател на экспортировании товаров из Чили и принял решение назвать так здание. «Чилихаус» был закончен к 1924 году и получил прозвище «Дом-киль» или «Нос корабля» благодаря тому, что фотограф Карл Дрансфельд сделал фотографию, на которой острый угол здания утрирован.
«Нос», выходящий на площадь, появился благодаря участку, на котором он стоит: склад с внутренним двором почти полностью повторяет остроугольную форму пятна застройки. В то же время такая форма символизирует корабль и морскую торговлю. У здания действительно есть острый угол, но не слишком резкий.
Несмотря на свою утилитарную функцию, здание проработано очень детально: стены из тёмного кирпича имеют выступающие вертикальные рёбра и керамический декор, а во внутренний атриум можно попасть через стрельчатую арку, которая, хоть и не имеет готических пропорций, напоминает именно об этом большом стиле.
О корабле напоминают и горизонтальные членения фасадов: цоколь и протяжённые балконы на верхних этажах напоминают о палубах и в то же время следуют трёхчастному делению, которое свойственно классической колонне.
Несмотря на то, что здание выполнено из традиционного материала, а не из железобетона, его принято считать образцом северогерманского экспрессионизма. В то же время его кирпичный декор, как и его внимательная проработка, принадлежат эпохе ар-деко, в которую здание было создано.
Сегодня здание включено в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Чилихаус – самое знаменитое здание архитектора Фридриха Хёгера. Этот архитектор малоизвестен в России, однако в Германии между двумя мировыми войнами он прославился как мастер кирпичной архитектуры. С приходом нацистов к власти курс немецкой архитектуры переменился: ведущим (и единственным) стилем стала неоклассика, и, несмотря на то, что архитектор поддерживал национал-социалистов, его эстетика не подходила к новой идеологии.
Хёгер сочетал в своих постройках выразительность клинкерного кирпича и металлических элементов. Почти все здания Хёгера имеют разнообразные ритмы кирпичных лопаток. После Чилихауса самыми заметными постройками архитектора стали небоскрёб с металлическим куполом (1928), ставший самым высоким зданием в Ганновере (51 метр), и ратуша в Вильгельмсхафене (1929).
Несмотря на то, что наследие Хёгера не слишком велико, Чилихаус считается классикой мировой архитектуры, а в 2008 году учреждена архитектурная премия его имени (Fritz Höger Prize), присуждающаяся за выдающиеся заслуги в области кирпичной архитектуры.
Читайте также:
Бётхерштрассе — шедевр немецкого экспрессионизма и пример взаимодействия разных эпох
Комментарии