Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
3 марта 2016 г.

Эволюция музейного пространства: от кабинета до квартала

Часть 1. Становление музейного пространства.

Музей изменяется постоянно. За четыреста лет существования он прошел путь от частного собрания диковинных вещей до ключевого элемента национальной культурной политики и экономики. Факторы, определившие эту эволюцию, разнообразны, разрозненны и трудно поддаются классификации. Единственное, что очевидно – с расширением функций музея трансформировалось его пространство.

Традиционно историю музеев отсчитывают от эпохи Возрождения, когда возникают первые собрания произведений искусства. И хотя коллекционирование в этот период было исключительно частным, и собрания не предназначались для широкого показа, специальные выставочные пространства для них все же оборудовались.

Самым небольшим хранилищем был шкаф-кабинет, который представлял собой ларец или шкафчик с двумя створками, за которыми находились выдвижные ящички. Обычно кабинеты изготавливали из дорогих пород дерева и украшали живописными вставками или инкрустациями, уделяя особое внимание внутренней отделке, поскольку их часто держали в открытом виде. Предметы в нем никогда не лежали в свободном порядке, в их расположении и принципе отбора обязательно присутствовала и концепция, и система. В декор шкафа-кабинета вкладывался определенный символический смысл, он играл важную роль в передаче основополагающей идеи собрания.

Ренессансный кабинет, Италия, Сиена, 1450-80 гг.

Более крупным местом расположения коллекций было студиоло, уже больше напоминающее современную экспозицию. Это небольшой кабинет для занятий правителя или другого влиятельного лица, где размещали художественные коллекции гемм, медалей, рукописей, живописи и скульптуры. Несмотря на то, что коллекции в студиоло выполняли лишь одну функцию — эстетическую, в своем основании они всегда имели концепцию, разработанную для владельца специально приглашенными гуманистами. Декор подчеркивал причастность владельца к гуманистическим знаниям, демонстрировал воззрения или прославлял военные подвиги.

Студиоло во дворце в Губбио, Италия 1439-1501 гг.

Студиоло Франченско I Медичи, Италия, Флоренция, 1570-1572 гг. 

Вплоть до XVII века музейное пространство не менялось. Собрания живописи и скульптуры размещались во дворцах, в личных покоях и чаще всего были недоступны для публики.

В Новое время происходит расширение понятия музея и увеличение числа его функций. К хранению и демонстрации прибавляются исследовательская и образовательная составляющие. В это же время музей становится публичным. И именно с последним явлением связано формирование музея как нового типа общественного здания, когда коллекции перестают размещать во дворцах и правительственных сооружениях, и начинается непосредственное музейное строительство.

Первыми специально построенными музейными зданиями были Ашмолеанский музей и музеи в Касселе (Фридерицианум) и Риме (Пио-Клементийский музей). При проектировании теперь учитываются и новые функции музея (образовательная и исследовательская), и то, что музейное здание становится одной из главных городских доминант и обязательным компонентом городской среды. В связи с увеличением коллекций и с притоком посетителей увеличивается размер здания, появляются новые помещения (лекционный зал, библиотека, анатомический театр, служебные помещения). Поэтому возникает необходимость на уровне архитектуры здания разделять подсобные, экспозиционные и прочие помещения.

Старый Ашмолеанский музей, Англия, Оксфорд, 1683 г.

Музей Фридерицианум, Германия, Кассель, 1769-1779 гг., арх. Симон Луис де Рея

Пио-Клементинский музей, Италия, Рим, 1775 г., арх., М. Симонетти. 

Изучение хранящихся в музее коллекций привело к мысли о невозможности экспонирования в одинаковых условиях разных типов предметов — живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, это также повлияло на архитектурные проекты музейных зданий. Теперь для каждого вида искусства предполагается отдельное помещение или даже здание. В Мюнхене архитектором Лео фон Кленце строятся Глиптотека (1830) — хранилище скульптуры и Пинакотека (1836) — хранилище живописи. Глиптотека представляет собой классический храм — одноэтажный, с центральным портиком, поддерживаемым восемью ионическими колоннами. Фасады здания украшают статуи, символизирующие историю развития скульптуры и определяющие назначение здания как пантеона ваяния. В свою очередь на балюстраде фасада здания Пинакотеки Кленце поместил статуи великих художников, как бы представляя историю развития живописи и определяя назначения музея.

Глиптотека, Мюнхен, Германия, 1830 г., арх. Л. Кленце

Старая Пинакотека, Мюнхен, Германия, 1826-1836 гг. арх. Л. Кленце

Но инновацией в музейной архитектуре стал другой проект Кленце – здание Нового Эрмитажа в Санкт-Петербурге, где была реализована развитая система залов и кабинетов. Проект здания предполагал использование характерного для данного периода образа музея как храма науки: фасад в неогреческом стиле, портик с атлантами, вестибюль и парадная лестница. Скульптура и живопись, а также картины разных форматов размещались отдельно. При этом для больших картин предназначались залы и галереи с верхним светом, а для работ меньшего размера — кабинеты с боковым освещением. Залы скульптуры на первом этаже были освещены верхним светом, направленным сбоку.

Новый Эрмитаж, 1842-1851, Россия, Санкт-Петербург, арх., Л. Кленце 

В этом же здании был реализован еще один новый принцип — стилистическое единообразие внешнего облика здания, интерьеров и коллекций. Расположение скульптурных фигур на фасаде Нового Эрмитажа соответствовало размещению коллекций в интерьере: статуи Поликлета, Скопаса и Фидия отвечали залам античности, а Рафаэля, Рубенса, Ван Дейка — экспозиции живописи. Аналогично, в стиле времени, к которому относились экспонаты, оформлялись залы музея, превращаясь в иллюстрацию к экспозиции и дополняющую собрание среду. Таким образом, в единое целое связывались все элементы музея. В XX веке от этого принципа намеренно откажутся.

Появление научных аспектов в деятельности музея приводит к формированию его образа как «пантеона науки», служащего исследованиям и просвещению публики. Здание Старого музея в Берлине (изначально Королевский музей), построенное по проекту архитектора Фридриха Шинкеля, выражало эту идею в наиболее явной форме. Призматический объем внешнего вида здания прикрывал два светлых дворика, помещенные по обеим сторонам ротонды, в которой были выставлены скульптурные произведения. Шинкель соединил классические мотивы в новом синтезе: главный фасад, его ионический ордер был основан на греческой стое, в то время как ротонда имела высоко возведенный купол с проемом по образцу Пантеона в Риме. Подтверждает главенство научной составляющей музея надпись на антаблементе «Фридрих Вильгельм III основал этот музей для изучения всевозможных античных предметов и свободных искусств в 1828 году».

Старый музей, Германия, Берлин, 1822-1830 гг., арх. К. Шинкель 

Именно в этот период формируются структурные системы, которые впоследствии будут постоянно воспроизводиться в музейных зданиях: широкая лестница, ротонда с куполом, открытый дворик и длинные залы, своды, колоннады, галереи. Эти элементы есть и в музее Прадо, и в Национальной галерее, и в Британском музее.


Текст: Сурикова Ксения

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2024 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта