Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
4 февраля 2016 г.

Error 404. Глитч-архитектура

По мнению некоторых исследователей, история, быстро миновав третью промышленную революцию, вступила в четвертую. На этой стадии упраздняется ручной труд, заменяясь автоматизированными системами с саморегулирующимся управлением. Другими словами, все делает «умная машина». 

Технологические прорывы всегда затрагивали тонкую сферу искусства. Появилась фотокамера – появилось фотоискусство, видеокамера – киноискусство, синтетический звук – электронная музыка. Но если раньше компьютер выступал только средством для создания привычных художественных форм, то сегодня он полноправный участник творческого процесса. Недалеко время, когда компьютеры сами начнут изготавливать художественные объекты, максимально повторяя человеческие возможности, а порой и превосходя их. 

Но ничто в мире не идеально и, нередко самый точный компьютерный алгоритм дает сбой, создавая помехи, искривления, искажения и другие отклонения. На волне постмодернизма с его пафосом ко всему маргинальному, деструктивному, ненормальному, такое явление не могло остаться незамеченным. Современные художники его творчески продумали, создав своеобразную эстетическую область под именем «глитч», что на компьютерном сленге значит «глюк». Прослужив кино, музыке, фотографии, видеоарту и живописи, глитч прививается и к архитектуре. И это не кажется удивительным. Эстетика цифрового моделирования давно в авангарде архитектурных разработок. Главные фигуры современной архитектуры – Заха Хадид, Норман Фостер, Рем Колхас – активно используют возможности высоких технологий. Но это, если угодно, мейнстрим диджитал архитектуры. Глитч более радикален. Это предвкушение «цифровых аварий», своего рода анархоархитектура в условиях эпохи медиа. 

Своими корнями глитч уходит, конечно же, в постмодернизм, к периоду первых опытов антикапиталистической архитектуры США. Ярче всего преемственность видна на примере зданий сети магазинов Best Products. 

Но если постмодернизм тех годов иронизирует, играет, деструктирует, ехидно противостоя амбициям модернистской архитектуры, то глитч серьезнее. Точнее, он менее зависим от человеческой эмоциональности, ведь субъект действия здесь компьютер. В том и отличие его от деконструктивизма, что он преимущественно цифрового формата. 

Как возможна архитектура в проекции цифровых дефектов, показывает французский художник Оливер Ратси. Его фотоколлажи дают совершенно неожиданные варианты и возможности пространственного расположения здания. Проект «Anarchitecture», реализуя «цифровое вероломство» как раз и обозначает начало новой архитектурной эстетики.         

Надо признаться, глитч-архитектура существует пока на стадии манифестов, программных статей и заявлений. Или в неосуществленных дизайнерских идеях и экспериментальных проектах. 

Можно сказать, что это некоторая аналогия бумажной архитектуры, только здесь утопия сохраняется в цифровом виде. Но… бумажным проектам сбыться помешала неразвитость технологий. Современность располагает большими возможностями для реального воплощения футуристических утопий. К тому же в стиле глитч уже построено одно, хоть и скромное, здание.  

Речь идет о «Доме электронных искусств» в Базеле. Здание создано по проекту H3333333K, разработанному арт-группой из Цюриха – !Mediengruppe Bitnik. 

В условиях четвертой, «автоматизированной», революции, возможна ситуация, когда масштабные объекты получат возможность саморегулироваться, самообновляться, самовосстанавливаться. То есть придет время, когда на уровне структуры, инфраструктуры и материала здание будет производить автоматические действия по самообновлению и саморегулированию, при помощи программного обеспечения, патчей, цифровых алгоритмов и подобного. И это не несбыточные фантазии: много разработок в этом направлении уже ведется. Этот момент и предчувствует обращенная в будущее глитч-архитектура. 

Город, который способен самопроизвольно моделироваться, меняя облик в зависимости от «настроения» или погоды, будет напоминать футуристические фантазии Леббеуса  Вудса. 


Текст: Миронов Денис

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта