Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
22 июня 2015 г.

Единство традиций и инноваций

 

Китайское экономическое чудо на ЭКСПО­2015.


Китай на сегодняшний день стремительно завоевывает позиции на мировой арене, и на ЭКСПО­2015, где легко можно убедить публику в своих достижениях, китайские павильоны, коих оказалось даже больше одного, подтверждают статус второй по экономическому уровню страны мира. BERLOGOS взглянул на эти павильоны и согласен с тем, что Китай в этом году в ударе.

Сегодня все более актуальным становится диалог между странами Востока и Запада. Ускорение экономического роста восточных государств сопровождается усилением глобализации, и для многих не­европейских стран остро стоит проблема сохранения собственной идентичности. Несмотря на бурный индустриальный и постиндустриальный расцвет таких стран, как Китай или Япония, они стараются не потерять лицо на мировой арене. Поэтому китайские и международные архитекторы, трудившиеся над тремя китайскими павильонами, должны были не забыть об уникальной культуре и традициях, объединив их с последними техническими достижениями.

ЭКСПО­2015 стал уникальным в том плане, что Китай впервые принимает участие во Всемирной выставке за пределами страны, в отличие от ЭКСПО­2010 в Шанхае, где страна была представлена своим собственным павильоном, и, более того, не одним. Китайский павильон, который представляет всю страну целиком, создан Университетом Цинхуа (Tsinghua University) и Циншаньским институтом окружающей среды, архитектуры и дизайна в Пекине (Beijing Qingshang Environmental & Architectural Design Institute) в сотрудничестве с базирующейся в Нью­Йорке фирмой «Линк Арк» (Link Ark). Основная тема павильона – «Земля надежд». Архитектурная концепция рождалась из идеи единения небес, земли и человека во всеобъемлющей гармонии. Архитекторы обыграли традиционную девятиконьковую крышу типа сешань, но с использованием приемов модернистской и постмодернистской архитектуры. Кровля покрыта бамбуковыми плитками, напоминающей о полях колышущейся пшеницы. Фронтальный фасад здания наделен природными формами. Культура же любого традиционного общества, не только Китайского, тесно связана именно с природой. С противоположной стороны фасад повторяет силуэт современного высотного мегаполиса.




Сад перед павильоном имеет несколько красочных исторических деталей. Красная стена напоминает о «Запретном городе», где некогда могли находиться только семья императора и приближенные чиновники. Вход в павильон охраняют узнаваемые китайские львы. Экспозиция внутри состоит из 5 секций: «Введение», «Небеса», «Земля», «Человек» и «Гармония». Все самое интересное в содержательном плане сосредоточено в секции «Человек», где расположились выставки и интерактивные презентации, посвященные гаданиям на костях и рисовым культурам, наскальные рисунки Хуашань, памятники письменности, рисовые террасы Хунхэ-Хани, чайное искусство и новейшие сельскохозяйственные технологии. Посещение павильона начинается с подъема по лестнице, ведущей из сада внутрь помещения и вверх на площадку, возвышающуюся над «рисовым полем» из светодиодных трубок, меняющих свет и позволяющих создавать различные рисунки. Под самым высоким элементом кровли расположился мультимедийный театр.




Помимо того, что Китай впервые создал свой собственный павильон на выезде, никогда прежде ни одна китайская компания не бралась за создание своего собственного отдельного павильона на ЭКСПО. «Ванке» (Vanke), компания, занимающаяся торговлей недвижимостью, построила себе отдельный павильон, да еще и заказала работу Даниэлю Либескинду. Архитектор совместно с миланским подразделением своей фирмы Libeskind Architettura воплотил в архитектуре здания сразу три идеи, связанные с едой: китайскую столовую шитан, скалистые пейзажи и дракона как символ мощи. Дизайн павильона представляет собой искривленный геометрический паттерн, связывающий внутреннее пространство с внешним. Большая лестница, собранная из теплого серого бетона, прорезает красную серпантинную форму павильона и ведет людей вверх по павильону. Крыша с небольшим садиком открывает вид на озеро и на все ЭКСПО.



Павильон обшит более чем 4000 плит с металлическим покрытием, разработанных архитектором совместно с итальянской фирмой Casalgrande Padana. Помимо эстетического эффекта, когда обшивка павильона похожа на драконью чешую, плитка несет возможности самоочистки и воздушной очистки. В зависимости от угла зрения и погодных условий плитка меняет свои цветовые качества и может казаться темно­малиновой, золотистой, а иногда даже белой. Внутри здания посетителям открывается выставочное пространство, заполненное 200 экранами, размещенными на бамбуковых строительных лесах. Все это якобы должно символизировать ориентацию «Ванке» в своей работе на общество, зиждущееся на китайских традициях и ценностях. Любопытно, что практически сразу здание окрестили «консервной банкой», что небезосновательно, так как с определенных ракурсов необычная скульптурная форма здания напоминает скрученную пивную банку. Зная, что Либескинд часто черпает вдохновение из повседневных вещей, вполне вероятно, что он воодушевлялся первым, что попалось под руку.




Третьим павильоном стал объединенный павильон China Corporate, спроектированный Исследовательским институтом архитектуры и дизайна университета Тунцзи (Architectural Design and Research Institute of Tongji University Ltd (Group)). Основной концепт носит название «Семена Китая», и архитектура павильона трактует символику семени, в котором, по утверждению авторов проекта, раскрывается не только китайское стремление сохранить свое наследие, но и попытка сделать шаг навстречу будущему.

Архитектурно здание пытается воссоздать процесс прорастания семени через толщу земли. Жизнь как бы рождается из зеленого сердца павильона, где расположен зрительный зал, затем, трансформируясь по цепочке ДНК, которую воплощает собой спираль лестницы, постепенно переходит в открытую террасу, где расположен итало­китайский сад, еще одна аллегория сотрудничества Европы и Китая. Простая геометрическая форма внешнего прямоугольника, легкого и воздушного за счет покрытия дышащей мембраной и стеклом, закрывает гармонично пересекающиеся стальные конструкции.



Целиком и полностью дизайн и архитектура павильона были разработаны китайскими компаниями, и построен он, как несложно догадаться, полностью из китайских материалов. Целью было создать изящное, скромное и естественное окружение: в течение дня галереи используют внутренний эллипс, окруженный стеной из зелени, для света и воздуха. Ночная подсветка здания, которая выгодно подчеркивает его архитектуру, была создана шанхайской студией LEOX (lighting designer studio in Shanghai).

Рассказывает, Wang Hui, исполнительный директор павильона China Corporate : «Мы решили использовать тему семени, чтобы показать, что на мировых рынках лучшие китайские компании будут только расти, и на глобальном рынке они будут становиться все более конкурентоспособными, словно большие деревья, которые вырастают из семян».

ЭКСПО­2015 показала, что за Китаем – будущее. Китайские архитекторы избрали правильную тактику, попытавшись объединить традиции с инновациями, при этом, образно говоря, не выскочили ни на одну из полос, а четко придерживались срединного пути. Китайская архитектура – по крайней мере, то, что представлено на ЭКСПО­2105, –имеет свое собственное, ни на кого не похожее лицо, и скоро, я уверен, китайские архитекторы начнут составлять конкуренцию европейским и американским мэтрам.


Текст: Антропов Дмитрий

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта