Живые крыши: от мала до велика
Два способа диалога с природой
Парковая инсталляция студии Pei-Zhu и проект Дэвида Чипперфильда.
Сравнивая в своих стихах любимого поэта Ли Бо с Бао Чжао, Ду Фу совершал созидательный акт: сопоставлял два таланта в их целостности и неповторимости, не умаляя достоинства стихов одного тем, что искал в них черты другого. Пекинская дизайн-студия Pei-Zhu и британский архитектор Дэвид Чипперфильд создавали проекты, различные по своему функциональному и идейному назначению. Но каждый из них достоин того, чтобы рассмотреть его как особый способ диалога человека с природой.
Пекинская дизайн-студия Pei-Zhu предложила новый дизайнерский ход – проект парковой инсталляции из блоков растений с пространством внутри на месте традиционного китайского сада с декоративным камнем и дикими зарослями вокруг. Как и свойственно динамической архитектуре, несмотря на строгую геометричность отдельных отсеков постройки, четкой и постоянной формы у сооружения нет. Зеленые блоки создают иллюзию движения и в своем ансамбле напоминают об изменчивости. В традиционном декоративном саду камни никогда не могли быть правильной формы, о человеческой воле и фантазии говорила сама композиция.
Здесь же о человеческой воле говорит абсолютно все – от четкой правильной формы блоков и многофункциональности пространства до самой идеи «оторвать деревья от земли», заставить их как бы произрастать друг из друга. Философский подтекст инсталляции трансформирует художественную идею декоративного сада: если камни в нем – символ вечности, постоянства, а вода – символ изменчивости, самого времени, то постоянство для дизайнеров Pei-Zhu – это зеленые блоки. Вода же – не что иное, как движение людей внутри и вокруг корпусов, служащих одновременно навесом от солнца и отдельными помещениями для отдыха и экологического образования и просвещения детей.
Помимо воплощения идеи декоративной и философской, этот проект позволяет использовать то, что в связи с постройкой подлежало бы уничтожению. Таким образом, в диалоге с архитектурой и человеком природа облагораживается, конструируется и используется.
Совсем другой проект разработал британский архитектор Дэвид Чипперфильд для Национального Парка водно-болотистых угодий Кси-Кси в Ханчжоу. Это коттеджный ансамбль общей площадью 11800 кв. м, расположенный преимущественно на воде. Все интерьеры и экстерьеры предполагают диалог конкретного человека с природой, с архитектурой. Здесь все работает на создание умиротворенной, тихой обстановки и возможности прислушаться к себе и к окружающему миру, восстановить силы.
Архитектура Чипперфильда сочетает признаки интернационализма и датского функционализма: плоская крыша, отсутствие украшений, четкие линии. Но если функционализм подразумевает идею использования пространства сугубо по назначению, то в случае с данным проектом сработал традиционный китайский принцип, не один раз озвученный архитекторами, – «Здание – это не только приют для тела». К тому же Чипперфильд – один из тех архитекторов, которые возвращают нас к необходимости видеть в сооружении, прежде всего, художественное высказывание. Внутри этого парка возможен диалог средневековой и современной архитектуры, диалог культурного наследия и современности, рукотворного и природного.
Медленно переплывая озеро на деревянной лодке в форме дракона, можно увидеть средневековую пагоду с золотым шпилем, прикрытую горным ландшафтом.
Водоемы, искусственно создаваемые десятилетиями, контрастируют с темным, тяжелым камнем ансамбля Чипперфильда. Четкость, геометричность форм уравновешивает впечатление дикой, вечно меняющейся природы.
Для художника это один из способов постижения ее мудрости. И если ассоциировать этот архитектурный минимализм и дизайнерский аскетизм с чертами человеческого поведения, восприятия, то приходит на ум вовсе не строгость и не бесчувственность. Это задумчивость. Та задумчивость, с какой можно разглядывать мокрые пятна на ровных дорожных прямоугольниках дворика: перед дорогой нам открывается вид на болото с кувшинками.
Горизонталь технологического бетона, основного материала постройки, и выложенных дорожек контрастирует с балюстрадой балконов, ее как бы движущейся вертикалью.
Интерьеры Чепперфильда также минималистичны, в отсутствие аксессуаров и ярких пятен мы просто любуемся соотношением плоскостей, образуемых линиями. Человек, восседающий на ковре напротив распахнутого окна, как единственный центр, сливающийся с объектом своего созерцания, может смотреть на зеленые заросли по берегам озера.
Но с другого балкона он может увидеть другую постройку. И сквозь пелену утреннего тумана соседняя серо-коричневая стена будет казаться ему речной гладью.
Если у Чипперфильда человек говорит с природой как созерцатель и художник, постигающий ее законы через символы и уподобления, то парковая инсталляция в Фудзияне предполагает, хотя и менее поэтичный, но более тесный контакт с природой. В первом случае архитектурный ансамбль – это авторское высказывание. Парковая инсталляция в Фудзияне – это высказывание коллективное. В интерьере Чипперфильда человек застывает и, глядя в окно, наблюдает меняющиеся картины. По задумке студии Pei-Zhu инсталляция предназначена для большого потока людей и, чтобы сменить картинку, нужно идти самому.
Комментарии