Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
15 января 2016 г.

Дом на дереве: функциональные и концептуальные возможности

Изначально дома на деревьях строились, чтобы защищать людей от непогоды и хищников. Но постепенно их фактически вытеснили толстостенные наземные дома, которые справлялись с этими задачами намного лучше. И сегодня дом на дереве рассматривается скорее не как жилое, а как игровое пространство: в больших городах дома на деревьях возводить нецелесообразно, если не невозможно. 

Тем не менее, сегодня дом на дереве успешно соседствует с постройками на земле. Единственным возможным вариантом жилого пространства такие дома являются только у затерянных племен. Например, открытые в семидесятых годах прошлого века короваи (Новая Гвинея) строят дома на высоте более пятнадцати метров, и чем выше социальный статус владельца, тем выше дерево, на котором строят его дом. 

Дом на дереве племени короваи 

В городах дом на дереве зачастую используют как детское пространство, иногда взрослые даже не допускаются в такие дома. Если же взрослым позволено вмешиваться в их жизнь, и участвовать в их строительстве, то такие детские дома на деревьях могу быть включены в «мир взрослых», как объекты, обладающие эстетической ценностью. К таким случаям стоит отнести дом на дереве в Подмосковье, который архитекторы Алексей Козырь и Илья Бабак построили для сына заказчиков. Этот дом должен служить для подростка местом уединения, отдыха, поэтому архитекторы выбрали неожиданную форму, напоминающую яйцо и гнездо одновременно. Хотя хозяевами в подобных домах продолжают быть дети, внешний вид постройки уже является предметом внимания взрослых. 

Дом для подростка 

Дом на дереве, даже когда он используется взрослыми, зачастую является детским пространством в широком смысле слова: это место для отдыха, где человек может почувствовать себя ребенком, пережить приключение. Отель или ресторан, построенный на дереве – заманчивый аттракцион, приобретающий все большую популярность. Именно по такому принципу построен отель Treehotel на севере Швеции, где каждый из пяти номеров выполнен в особом стиле (Cabin, Mirrorcube, Bird's Nest, Blue Cone или UFO) и располагается в своем доме на дереве. Несмотря на то, что основой для такого дома служит алюминиевая коробка, которая дает сомнительное ощущение единения с природой, и все удобства вынесены на улицу, благодаря своему экзотичному внешнему виду, отель пользуется большой популярностью. 

Номера Bird's Nest

Номера Mirrorcube

Номера UFO 

Особо стоит сказать об архитекторах, которые считают, что дом на дереве это не архаический пережиток, способный разве что развлечь современного человека, а пытаются заново открыть дом на дереве, как жилое пространство будущего. 

Архитектор-самоучка Такаши Кобаяши именно в таком жилище видит способ гармонизировать отношения между человеком и природой. Такаши Кобаяши с 1993 года занимается строительством домов на деревьях и стремится сделать такие постройки архитектурной традицией Японии. 

Дома Такаши Кобаяши в некотором роде традиционны: они возводятся на дереве и едва ли не становятся его частью, вливаясь в ствол. Но в современных архитектурных проектах переосмысляется структура дома на дереве, соотношение рукотворного и природного. 

«Сферы свободного духа» Тома Чудли представляют собой гибрид идеи каюты корабля и дома на дереве. Каждая сфера изготовлена им из дерева и стекловолокна, а сверху покрыта эпоксидной смолой для блеска. То есть сфера не «вырастает» на дереве, а крепится на него в уже готовом виде. Такие сферы напоминают и о гнезде некого неведомого существа, и о подводной лодке, но погруженной не в воду, а в лес, как стихию. Внутри сфера также отличается от привычной комнаты: стены, пол и потолок сливаются в единое целое, таким образом, в доме есть только одна значимая граница – между тем, что находится внутри и снаружи. 

Сфера «Эрин»

Сфера «Мелодия» 

Переосмысление границы между природным и рукотворным выявляет ее подвижность – серьезно разрабатываются проекты по «выращиванию» жилых помещений. Но о том, чтобы в ближайшее время такие дома стали повседневным явлением, говорить пока не приходится. 

Гораздо более реалистичным выглядит проект Конрада Войцика «Первобытный Симбиоз», в котором дома являются в некотором роде построенными деревьями. Жить в таком строении могут максимум два человека, а одновременно находиться – четыре. Дом спроектирован так, чтобы не нарушать целостности экосистемы в месте, где он построен, и при этом существовать совершенно изолированно: дома сделаны из безопасных материалов и используют альтернативные источники энергии (энергию от переработки отходов и солнечные батареи). То есть, по замыслу архитектора, как и деревья, этот дом должен не поглощать, а вырабатывать энергию. И построить такое «дерево» можно будет практически где угодно. 

Первобытный Симбиоз

Но на данный момент строительство как деревьев для дома, так и домов на деревьях со всеми удобствами является довольно трудной и дорогостоящей задачей.


Текст: Бурдина Анастасия

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта