Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
25 февраля 2016 г.

«Дивный новый мир» на месте «Завода им. Лихачева»: правда или утопия?

Идея реорганизации промышленных объектов в зоны общественного отдыха уже давно не нова. Бывшие порты, заводы или железнодорожные узлы, не использующиеся в наше время по назначению, практически все мегаполисы мира постепенно перестраивают в более актуальные для градостроительства жилые комплексы, музеи, парки развлечения и отдыха. Такие города, как Нью-Йорк, Гамбург или Шанхай, уже добились в этом направлении больших успехов, другие, подобно Москве, только начинают переходить от теории к практике – от конкурсов к реализации проектов.

Москва знает уже несколько успешных «перевоплощений» промышленных объектов в музейные и выставочные пространства, среди которых самыми известными являются: «Винзавод», возникший на территории пивоваренного (в последние годы – винного) завода «Московская Бавария», «Артплей», созданный на месте завода «Манометр», а также бизнес-центр с музейными комплексами, возникший на территории конфетной фабрики «Красный Октябрь». Эти объекты стали воодушевляющим примером того, как можно из достаточно мрачного разрушенного места создать новое, весьма полезное для общества. Конечно, промышленные объекты нужны любому государству, без развитой промышленности ни одно их них не сможет существовать, однако в России производственные объекты после распада СССР перестали нормально функционировать. Именно поэтому сейчас очень актуальны проекты,  по которым предполагается  либо модернизация заводских территорий,  либо создание на их месте абсолютно новых сооружений, никак не связанных с промышленностью.

Среди подобных проектов самым амбициозным является проект перестройки территории завода ЗИЛ – «Завода им. И.А. Лихачева».  Территория данной промзоны достаточно внушительна – целых триста гектаров, находящихся в пяти километрах от Кремля.  Расположенный на полуострове, занимающем большую часть Даниловского района, в наше время ЗИЛ представляет собой ряд мрачных, грязных и довольно унылых построек.  Сейчас уже с трудом верится, что эти непривлекательные здания являются тем самым легендарным заводом, выпускавшим автомобили, без которых невозможно представить советскую промышленность.

Построен был завод в 1916 году, под руководством  архитекторов А.Ф Лолейта и А.В. Кузнецова.  Завод имеет богатую историю – от своего расцвета до времени тотального запустения. Во время Великой Отечественной войны здесь была создана «Катюша» и ряд других известных машин. Вплоть до конца 1980-х производство автомобилей шло быстрыми темпами, но уже ближе к 1990-х оно неизбежно пошло на спад, и к 2010 году почти полностью остановилось. Причиной кризиса стали устаревшие технологии, которые не позволяли создавать современную продукцию, а средств на модернизацию от государства завод не получил.

Именно в 2010 году появились первые планы по реорганизации заводского пространства ЗИЛа. Сам же проект по планировке производственной зоны был принят весной 2013 года. Тогда же был объявлен конкурс на создание лучшей концепции «дивного нового мира» на территории завода, одним из финалистов которого стало архитектурное бюро «Проект-Меганом» под руководством архитектора Юрия Григоряна.

Согласно проекту, территорию «полуострова» ЗИЛ условно разделили на северную и южную зоны. Северная зона включает в себя здания исторической застройки, созданной еще в довоенные годы. Здесь располагаются производственные цехи, фасады которых выходят на Автозаводскую улицу. Они представляют собой целостный архитектурный ансамбль промышленных построек. Изначально устройство северной территории было хорошо организованным и благоустроенным пространством, расположение производственных цехов было хорошо продумано.

Согласно проекту «Меганом», здания северной территории завода будут полностью перестроены. Планируется сохранить фасады семи довоенных производственных корпусов, которые выходят на центральный проспект. Однако самые интересные здания завода, увы, снесены. Например, Литейный цех и ряд других исторических построек. Останется лишь корпус, построенный Александром Кузнецовым и Константином Мельниковым в 1917 году. В старых зданиях могли бы расположиться офисы, как в «Красном Октябре», или же жилые помещения, однако по проекту было решено снести почти все исторические здания.

Интересным решением является создание бульвара между сохранившимися постройками. Этот бульвар – Пассаж – будет занимать полтора километра и по своему внешнему виду напоминать Новый Арбат, но только без шоссе.

На бульваре будет располагаться фонтан и московский филиал Эрмитажа, который построит известный архитектор Хани Рашид, на счету которого «плавучий» оперный театр в Корее  и здание театра «Universe» в Дании. Если вы удивлены новостью о создании филиала Эрмитажа в Москве, то хотим заверить,  что самый известный музей Петербурга действительно решил географически расшириться. По проекту Хани Рашида здание музея будет состоять из пяти этажей, включающих в себя экспозиции искусства XX века и современного экспериментального искусства, а также рестораны и  даже сад скульптур типа «Музеона» на крыше. Эрмитаж уже пообещал поделиться с московским филиалом коллекцией импрессионистов и постимпрессионистов, а также вытащить все работы из запасников, чтобы предоставить их коллегам первопрестольной.

Но вернемся к проекту «Меганом». С северной зоной ЗИЛа все понятно, но что же будет с южной? Строительство производственных объектов на этой зоне шло уже в послевоенные годы, поэтому постройки здесь характеризуются довольно низким качеством. Это преимущественно заводские склады, построенные «как попало». Между складскими помещениями здесь можно видеть и целые «пустоты», на которых нет никаких построек. Сразу видно, что эта территория осваивалась заводом тогда, когда собственно производство начало приходить в упадок. Согласно «Меганому», на этой территории будет сохранено производство автомобилей, однако в  экологически чистом варианте. Производственная зона расположится всего на пятидесяти гектарах (общая территория ЗИЛа – более трехсот гектаров), которые станут ядром нового технопарка. Предположительно здесь будут располагаться сборочные цеха.

В условиях современности одной из главных проблем пространства ЗИЛа является низкая транспортная доступность. Как и все советские промышленные объекты, ЗИЛ в течение десятилетий оставался недоступным для глаз обычных москвичей. Такая политика «закрытости» сохраняется и сейчас, поэтому  задачей реконструкции завода является также и открытие  его территории для людей. Для этого следует открыть набережную для проезда, а также сделать ее комфортной для пешеходов. Застройка приречной зоны из всего заводского пространства является менее всего организованной,  на ее территории практически нет никаких сооружений. Именно поэтому интеграция набережной в городскую среду является важной задачей в реконструкции ЗИЛа.

Следует сказать, что к ЗИЛу сейчас можно попасть только с одной станции метро – с Автозаводской. Но уже совсем скоро будет открыта новая станция метро – Технопарк, которую построили между станциями Коломенская и Автозаводская. Эта станция является наземной, что отличает ее от других станций московского метрополитена.

При реализации проекта «дивного нового мира» планируется снести около 1 млн. кв. м существующих построек, а на их месте построить жилые дома не выше десяти этажей. Такие не очень высокие дома будут построены для того, чтобы создать целостный ансамбль с «культурной» северной частью ЗИЛа. По плану «Меганома» жильем будут обеспечены около 30 тыс. человек. Однако, на наш взгляд, при постройке жилых домов следует учитывать общую неблагоприятную экологическую обстановку как всего Даниловского района, так и «полуострова ЗИЛ» в частности. Не следует забывать, что здесь больше полувека функционировало автомобильное производство, следствием которого стало загрязнение почвы, грунтовых вод и воздушного пространства. Поэтому необходимо провести ряд мероприятий по стабилизации экологической обстановки на данной территории, а уже потом приступать к строительству жилых зданий. Экологическая обстановка здесь действительно оставляет желать лучшего. Действующие предприятия, которые выбрасывают в воздух промышленные отходы, загрязненная Москва-река и автомобильное шоссе со всеми сопутствующими продуктами «жизнедеятельности» машин создают не очень благоприятную перспективу для проживания в Даниловском районе. С этой позиции реорганизация ЗИЛа имеет неоспоримые преимущества для стабилизации экологической обстановки.

В качестве итога можно сказать, что идея создания «дивного нового мира» на месте ЗИЛа является очень даже актуальной. Москва – огромный мегаполис, который должен быть комфортным для проживания большого количества людей. Очевидно, что промышленные районы портят облик города и создают неблагоприятную экологическую обстановку для проживания. Конечно, это не значит, что следует отказаться от промышленного производства вообще. Следует размещать заводы в местах, отдаленных от проживания людей, с использованием новых передовых технологий. 

Получится ли из полуострова ЗИЛ «дивный новый мир», или это несбыточная утопия? Сейчас об этом рано говорить. Но можно точно сказать, что в виду своих масштабов к 2018 году проект, созданный «Меганомом», вряд ли  будет полностью реализован.


Текст: Шульгина Наталья

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта