Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
11 июня 2015 г.

Декоммунизация Киевского метрополитена

 

На девяти станциях киевского метро демонтируют советские элементы декора.


В конце мая на Украине вступил в силу закон, осуждающий коммунистический режим. Новое правительство пытается стереть из памяти советское прошлое и запрещает использование коммунистической символики. Киев стал одним из первых украинских городов, где решили избавиться от «советскости» на зданиях коммунальной собственности – объектах архитектуры и станциях метро. В «опальный» список, который должен быть составлен этим летом, может попасть около ста объектов.

Одно из самых заметных изменений постигнет киевский метрополитен, на некоторых станциях которого после демонтажа советских элементов останутся буквально голые стены. Киевская администрация уверяет: до 2016 года состоится конкурс на их замещение государственными символами, а демонтированный декор будет сохранен в одном из музеев.

Станция «Героев Днепра» была открыта в 1982 году. Основой для ее оформления послужил такой исторический эпизод как форсирование Днепра и освобождение Киева осенью 1943-го. Конечно, основная декоративная нагрузка здесь лежит на сугубо советских элементах – в данном случае на символике сухопутных войск, военно-воздушных сил и военно-морского флота. Все элементы расположены на чугунных дверцах путевой стены. Также на путевой стене из нескольких видов полированного камня выложена лента ордена Славы.





По верху колонн, которые «держат» подземный зал станции, выложены красноармейские звезды. Все эти символы, по решению киевской мэрии, будут убраны, отчего декор станции на неопределенное время сильно обеднеет. До 2016 года, когда завершится конкурс на лучшее художественное решение по замене символики, заполнять пустоту останутся лишь два ряда колон, облицованных темно-коричневым мрамором, с капителями в виде факелов, освещающих станцию.



Станция «Вокзальная» была открыта в составе первой очереди в 1960 году. В 1986 году она получила статус памятника архитектуры местного значения. Подземный зал станции имеет минималистичный дизайн: белые стены, светлая мраморная плитка. Основные декоративные элементы в его оформлении – девять бронзовых чеканных медальонов с сюжетами из истории Украины: «Древнерусские витязи», «Переяславская рада», «Крестьянское восстание». Они расположены на пилонах и достигают в диаметре двух метров. Их автор, советский художник Александр Мызин, также является создателем мозаики на станции «Киевская» Кольцевой линии Московского метрополитена (1953 год). Четыре из девяти медальонов – «Великая Отечественная война», «Воссоединение украинских земель. 1936 год», «В семье вольной, новой» и «За власть советов», посвященные событиям советской Украины, – будут демонтированы так же, как герб УССР в торце зала, который был убран в 1992-м.





Станция «Дворец Украина» ранее уже подвергалась частичной декоммунизации. В 1993-м она потеряла свое первоначальное название «Красноармейская», хотя ее убранство до сих пор полностью ему соответствует. Главная композиция – мозаика, изображающая красноармейца с винтовкой, работы художников Степана и Романа Кириченко – находится в торце центрального зала. Обмундирование красноармейца выполнено по эскизу Виктора Васнецова.



На дверцах кабельных шкафов в колейной (путевой) стене станции выложены эмблемы Красной и Советской армий. Боковые поверхности пилонов зала облицованы красной смальтой и стилизованы под языки пламени. Также красной смальтой покрыты портал эскалатора и туннельные порталы на платформах. Панно и красные звезды на путевой стене будут демонтированы киевским метрополитеном. Активисты проекта Soviet Mosaics in Ukraine написали открытое письмо мэру города Виталию Кличко с просьбой не трогать панно и создать независимую экспертную комиссию для оценки культурной ценности художественного оформления всех станций метрополитена.



До 1993 года станция «Лыбедская» носила название «Дзержинская». С 2011 года она является объектом культурного наследия, памятником архитектуры, градостроительства и монументально-декоративного искусства. До 1990-го у входа на станцию находился барельефный бюст Дзержинского, созданный украинским художником Макаром Вронским, однако после демонтажа он не сохранился.



Ключевым декоративным элементом здесь служит объемно-пространственная композиция световой линии из латунных элементов, проходящая по всей длине станции. Венчает ее панно в торце центрального зала работы Николая Бартосика и Эрнеста Коткова, выполненное из латуни, мрамора, латунных звезд и осветительных ламп. Из той же латуни изготовлены лампы освещения на посадочной платформе и двери на путевой стене. Композицию на двери скоро ожидают изменения – из нее будет убрана звезда. Кроме того, планируется демонтировать звезды в центральном панно.



Станция «Университет» – памятник архитектуры местного значения. Ее зал, оформленный в стиле послевоенного упрощенного сталинского неоклассицизма, считается одним из самых красивых в Киевском метрополитене. Пилоны в зале облицованы коричневым мрамором и украшены гипсовыми расшивками с украинскими орнаментами. На них имеются ниши с бюстами знаменитых деятелей науки и культуры России и Украины: Тараса Шевченко, Александра Богомольца, Максима Горького, Михаила Ломоносова, Александра Пушкина, Дмитрия Менделеева, Ивана Франко, Григория Сковороды. Бюсты выполнены из белого оргстекла.




В 90-м с торца центрального зала станции уже был демонтировано скульптурное изображение Ленина авторства украинского монументалиста Михаила Декерменджи. Вследствие грядущего этапа декоммунизации станция потеряет лишь советские звезды на лампах освещения.




Одна из самых глубоких станций в мире (около 105 м), «Арсенальная» , также претерпела изменения в конце 90-х. Тогда с торца зала был демонтирован барельеф «Арсенальцы», изготовленный из белого органического стекла украинскими скульпторами Иваном Макогоном и Андреем Нименко. Сюжетной основой для барельефа послужило восстание рабочих завода «Арсенал» против правительства Центральной Рады в октябре 1917 года. К сожалению, этот декоративный элемент не сохранился, сейчас его место занимает рекламный лайтбокс.



Нынешний этап демонтажа коснется лишь советских звезд на декоративных решетках из литой бронзы, поэтому декор станции останется прежним – аскетичным, строгим, с облицовкой из белого и розового мрамора. Пока сохранятся и следы сталинского ампира – кованые дверные решетки на путевой стене, мраморные скамейки в зале и бронзовые светильники.




Станция «Берестейская» (до 1993 года – «Октябрьская») строилась в начале 70-х. Тогда в декоре господствовал аскетизм и борьба с архитектурными излишествами. «Убедительная сила простоты» – статья с таким названием вышла в 1973 году в газете «Киевская правда». Ее автор рассказывал об архитекторах Игоре Масленкове (работал над 13 станциями метро в Киеве), Борисе Приймаке (главный архитектор Киева с 1955 по 1973 год, один из авторов проекта застройки центральной улицы Крещатик) и Тамаре Целиковской (соавтор 34 станций столичного метро). За проект станции «Берестейская» этих архитекторов выдвинули на соискание Государственной премии УССР им. Т.Г. Шевченко.



В начале 90-х, когда Украина обрела независимость, со станции убрали барельеф из кованого металла украинского скульптура Болеслава Карловского с профилем Ленина и его цитатой на украинском языке: «Октябрьская революция открыла новую эру всемирной истории». Сейчас на месте барельефа размещен лайтбокс с рекламой.



Помимо колонн с канелюрами и покрытых профилями и панелями из зеркальной нержавеющей стали, небогатое убранство станции составляют лишь колоски на декоративных решетках, а также серп и молот на дверце колейной стены. Возможно, это и к лучшему: запланированный демонтаж немногочисленных декоративных элементов не оставит после себя ощущения пустоты и незавершенности.



Станция «Политехнический институт» была построенная в 1963 году в составе второй очереди. Как и «Берестейская», ее декор соответствует идеологии борьбы с архитектурным излишеством. Основной композиционный элемент в зале – панно «В космос» работы Василия Бородая, автора знаменитой скульптуры «Родина-мать» в центре Киева. Панно посвящено запуску с «Байконура» первого искусственного спутника Земли «Спутник-1» в 1957 году.



Сегодня этот декоративный элемент также попал в список «неугодных», поскольку изображение девушки на нем выполнено на фоне серпа и молота. После демонтажа панно и вплоть до завершения конкурса по замене советской символики символами украинского государства станция будет выглядеть более чем скромно – останутся лишь облицованные желтым мрамором пилоны с вертикальными вентиляционными решетками, сужающимися книзу в виде лучей.

В 1993 году станция «Завод Большевик» получила новое название – «Шулявская» . Сейчас ее хотят оставить без центральной композиции в торце среднего зала – мозаичного панно из майоликовых плит, созданного мастерами декоративного и монументального искусства Иваном и Марией Литовченко. Панно рисует образ советских рабочих, чей труд, согласно коммунистической идеологии, был связан с достижениями науки и техники СССР. На латунном карнизе станции размещены классические коммунистические лозунги: «Мир. Труд. Счастье. Равенство. Свобода. Братство». Здесь был еще и «Коммунизм», однако его демонтировали в 90-х. Впрочем, след от букв остался. В ближайший год власти Киева хотят избавиться и от остальных ключевых понятий советской идеологии. После этого, рассказывая кому-либо о декоре станции, возможно будет упомянуть лишь разноцветные пилоны, облицованные горизонтальными полосами керамической плитки белого, серого, красного и желтого цветов.




В отличие от политиков, многие искусствоведы с большим скепсисом отнеслись к решению о демонтаже советской символики, поскольку он нарушит эстетическую и культурную целостность архитектурных объектов. Глобальнее – может исчезнуть целый пласт архитектуры. «Мы находимся на пороге изменений в законодательстве, но не увидели еще вариантов. Если мы возьмем одиозную станцию «Театральная», вы помните, там Ленина, цитаты и все остальное макетами закрывали. Но это не дело. На сегодняшний день шесть станций метро являются памятниками», – считает представитель Управления охраны культурного наследия киевской администрации. В свою очередь секретарь Киевсовета Алексей Резников уверяет, что при выполнении данного решения будут соблюдены требования закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».


Текст: Соснина Ирина

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта