Капелла для Венецианской биеннале 2018
Автор проекта: | Carla Juaçaba arquiteta |
Бразильского архитектора Карлу Хуасаба пригласили присоединиться к профессионалам со всего мира, в числе которых: притцкеровский лауреат Эдуардо Соуто де Моура (Португалия), Норман Фостер (Англия), Смилян Радич (Чили), Хавьер Корвалан (Парагвай) и др., чтобы спроектировать часовню, знаменующую первое участие Ватикана в биеннале архитектуры в Венеции. Куратором выступил Франческо Дал Ко, критик и историк архитектуры, с 1996 года редактор журнала Casabella.
Карла Хуасаба
Со слов куратора:
Проект павильона Святого Престола на 16-й Международной архитектурной биеннале в Венеции основан на конкретной модели, «деревянной часовне», построенной в 1920 году известным архитектором ГуннаромАсплундом на кладбище Стокгольма. Чтобы помочь посетителям понять, почему был сделан выбор именно в пользу этого объекта, в начале выставки – у входа в Павильон – будут показаны рисунки и модели часовни Асплунда.
Асплунд определил часовню как место ориентации, встречи и медитации, как будто сформированной случайными или естественными силами внутри огромного леса.
Эта тема была предложена десяти архитекторам, которых мы пригласили построить десять часовен, собранных в густо лесистой местности на острове Сан-Джорджо-Маджоре в Венеции, чтобы сформировать павильон Святого Престола вместе с пространством, выделенным для рисунков Асплунда.
В нашей культуре мы привыкли видеть часовню как религиозное пространство, созданное по разным причинам. Практика, лежащая в основе этого восприятия, породила множество моделей, которые разделяют фактор формы и принадлежности к «другому» пространству, пространству поклонения, собору, церкви или более простому месту для любого необычного события, месту назначения. В современную эпоху эти модели привели к консолидации канона.
Запрос, адресованный архитекторам, приглашённым построить павильон Святого Престола, представляет необычный вызов, поскольку их попросили создать тип здания, не имеющий прецедентов. Часовни, спроектированные архитекторами, по сути, будут изолированы и вставлены в совершенно абстрактную естественную обстановку. В лесу, где будут располагаться павильоны «Асплунд» и часовенки, нет никаких дорожек, и окружающая среда здесь является метафорой блуждания по жизни. В случае Павильона Святого Престола эта метафора ещё более радикальна, чем часовня, спроектированнаяАсплундом внутри кладбища. Поэтому архитекторы Павильона Святого Престола работали без каких-либо ссылок на общепризнанные каноны и не могли полагаться на существующую типологическую модель.
Часовни будут построены и доступны для общественного посещения на острове Сан-Джорджо-Маджоре, рядом с знаменитой базиликой архитектора АндреаПалладио, датируемой 1573. Ватикан намерен демонтировать часовни в конце Биеннале и поставить их в итальянских общинах, пострадавших от землетрясений последних двух лет.
Часовня, спроектированная КарлойХуасаба, прекрасно интегрирована в пейзаж Венеции – окружающая растительность соответствует интерьеру часовни. Пространство между верхушками деревьев открывает вид на небо и функционирует как потолок часовни.
Структурно часовня представляет собой четыре луча – сечения квадрата 12 на 12 сантиметров и длиной 8 метров, которые образуют 2 креста. Балки выполнены из полированной нержавеющей стали, которая благодаря глянцевой поверхности отражает окружающую среду. В определённые периоды дня часовня словно исчезает в зависимости от угла падения солнечных лучей и деревьев.
Официальный вернисаж состоится 24-25 мая 2018. Сроки проведения биеннале – 26 мая-25 ноября 2018 года.
Комментарии