Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
11 декабря 2015 г.

Автотранспортный комплекс в Магнитогорске

Автор проекта: Ульчицкий Олег

Идея перекрыть большую городскую территорию не нова, и этому есть множество причин: экологические, эстетические, функциональные, технологические и пр. 

Развитие крупных транспортных узлов и зон — одна из важнейших задач для современных крупных городов. Транспортная проблема до сих пор стоит во главе угла, и в настоящее время она не решена. Сегодня все еще только рассматриваются различные концепции и проекты по организации транспортной инфраструктуры городов, перегруженных бесконечным потоком автомобилей на магистралях и хаотичной парковкой в задыхающихся от выхлопных газов спальных районах, но ситуация, к сожалению, не меняется, а с годами становится только хуже. Возможно, виной тому непонимание комплексности этой проблемы и общие представления о том, как ее решать с помощью стандартных схем, регулирующих только две очевидные стороны, — внутригородское транспортное движение и парковку. 

В данном проекте предлагается радикально новое средство стратегического урегулирования всей городской транспортной инфраструктуры, и оно выступает как на уровне градостроительного урегулирования, так и создания архитектуры, обслуживающей все процессы, сопутствующие транспортной нагрузке на территорию. 

Суть подхода заключается в том, чтобы «разогнать весь городской транспорт по углам» или по зонам, почти в буквальном смысле. Или, если быть точным, – сконцентрировать скопление транспортных зон по периферии города, причем, не просто равномерно распределить эти зоны вдоль транспортных магистралей, а разместить их в тупиковых частях города, находящихся на пресечении крупных транспортных узлов. 

Что касательно архитектурной составляющей этого подхода, то в тупиковой зоне, расположенной вблизи транспортной развязки или на перекрестке, предлагается организовать полный цикл обслуживания, ремонта, хранения, реализации, утилизации индивидуальных и общественных транспортных средств. 

В городе Магнитогорске такая территория наметилась уже давно — это транспортная зона на пересечении крупных городских магистралей: улиц Советская и Труда. Сегодня там, на площади более чем в 20 га, помимо транспортной зоны Орджоникидзевского района, расположились складские территории, торговые павильоны, банк, рынок, заправки и многое другое. Инфраструктура этой территории сегодня перешла в категорию транспортно-торгово-складской, обслуживающей не только ряд прилегающих микрорайонов, но и весь город: в частности, там расположен крупнейший в городе рынок стройматериалов.  

От предложенной в свое время идеи автотранспортного комплекса с торговой функцией на этой территории не отказались, также как и от сплошной фасадной застройки вдоль осевых магистралей. Но реалии развития города не позволили воплотить в жизнь полумиллиардный проект, который бы стал «визитной карточкой» городской транспортной инфраструктуры — «механическим сердцем города», с пропускной способностью более 1500 транспортных средств в день, включая легковые, грузовые автомобили, маршрутное такси, автобусы, трамваи. Таким образом, это сооружение или, точнее сказать, три сооружения в одном, объединенные большепролетной конструкцией, охватили бы весь спектр услуг транспортной инфраструктуры Северной части города: от социального до элитного обслуживания населения по реализации, хранению, ремонту, использованию и утилизации транспортных средств. 

Теперь, в новых экономических и социальных условиях становится ясно, что Магнитогорск вряд ли потянет такой проект, но «всему свое время», и заинтересовать представителей дилерских центров в крупнейших городах — вполне реально, стоит только раскрыть все карты и доказать все преимущества такой архитектуры и инфраструктуры. 

Начать можно с того, что реализованных аналогов такому сооружению в мировой практике пока что нет, но возможно вскоре они могут появиться именно в России на выезде из крупнейших и перегруженных транспортом городов, таких как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург. Возможно, подобным комплексом для дальнобойщиков и автотуристов следовало бы снабдить подъезды к пока еще не реализованной мостовой переправе через Керченский пролив. 

Краткая характеристика и состав проекта АТК 

Сооружение по внешним характеристикам соответствует крупным объектам транспортной инфраструктуры — аэропорту, аэровокзалу, транспортному терминалу или ж/д вокзалу. Динамикой форм подчеркиваются процессы, которые протекают внутри — это постоянное движение и перемещение транспорта и людей, причем внутри эти два потока максимально разведены для обеспечения безопасности. 

Фактически, это сооружение состоит только из большепролетной конструкции и  протяженных фасадов, преломляющихся в центральной части сооружения, тем самым, образуя курдоньер с панорамной четверть-ротондой, в которой размещен автосалон. 

В центре сооружения все держится на распорной купольной конструкции, формирующей атриум, опирающейся на несущий опорный стержень, вокруг которого закручивается автомобильная рампа и уходит на подземный уровень паркинга. Остальное перекрытие представляет собой пространственную ферму или стержневую конструкцию на опорах с шагом 24 м. Шаг между несущими конструкциями был выбран с учетом оптимальной схемы для стержневых пространственных конструкций (структурных плит). На всю эту большепролетную композитную конструкцию натянута светопрозрачная, герметичная мембрана по технологии «ХАЙ ПОИНТ». Дополнительно в перекрытии организуются зенитные фонари для инсоляции и проветривания.  

В плане АТК имеет трехчастную структуру: в центре само АТК с многоуровневым паркингом и гаражными боксами, приблизительно на 800 машиномест, автосалоном, СТО для легковых автомобилей с полным циклом обслуживания и ремонта и СТО для грузовиков. Там же расположена административная часть комплекса, торговый центр для посетителей автосалона. Юго-западное крыло — это современное трамвайное депо с полным циклом обслуживания хранения и ремонта вагонов. Северное крыло — это автобусное депо и таксопарк с заправкой. В центральной части комплекса расположен автономный энергоблок и распределительная подстанция, т.к. энергопотребление такого объекта достаточно мощное. 

Смотрите также: Концепт многофункционального транспортно-пересадочного узла в Новосибирске.


Автор проекта: Ульчицкий Олег

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие работы автора

20 октября 2015 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта