Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
11 октября 2018 г.

Степан Пьяных: «Хороший дизайн должен говорить сам за себя»

Каким должен быть дизайн? «Красивым», – ответит неспециалист. «Информативным», – уверенно скажут пермские дизайнеры и окажутся правы. Теперь они точно знают: дизайн может и должен говорить. В этом их убедил Степан Пьяных, сооснователь студии промышленного дизайна VOSQ и преподаватель Британской высшей школы дизайна.

Лекция Степана прошла 6 октября в рамках специализированной выставки «Abita: интерьер и загородный дом» в стенах ВЦ «Пермская ярмарка». Партнёром проекта выступил салон декоративных красок и штукатурок «Декор-Центр». В этом году компания отпраздновала 20-летие. На встрече дизайнеров со спикером Сергей Черепов, коммерческий директор «Декор-Центра», рассказал гостям о новой коллекции итальянского бренда Oikos и пригласил дизайнеров к сотрудничеству. 

Степан Пьяных имеет большой опыт сотрудничества с известными компаниями, а также неоднократно был разработчиком собственных успешных проектов. На лекции же Степан представил дизайн как средство коммуникации, уделил внимание теме внешнего облика предметов и объяснил, что отличает удачные дизайнерские решения.

Первым делом Степан рассказал о так называемой теории сопряжения поверхностей, которая предусматривает три базовых вида форм предметов: позиционные, криволинейные и тангентные. Первый вид поверхностей подразумевает чёткость и агрессивность форм. Примером таких поверхностей в природе может послужить грубая чешуя ящерицы, которая выполняет функцию защиты либо же примитивная форма необработанных кристаллов. Криволинейные формы представляют собой нечто плавное, обтекаемое, близкое комфорту и приятное для восприятия, однако всё ещё созданное самой природой, например: гладкое тело дельфина, песчаные барханы или же плавные очертания змеи, которой необходимо быть тихой и незаметно сливаться с окружающей средой. Тангентные поверхности олицетворяют вещи, сделанные человеком. Здесь работает принцип простоты: человек затрачивает минимальное количество усилий, изображает предмет строго схематично и получает тангентную форму предмета.

Теория сопряжения поверхностей широко применяется дизайнерами в современных коммерческих реалиях. Степан привёл в пример корпорацию Apple, продемонстрировав коллегам эволюцию дизайна переносных компьютеров. Почти 30 лет назад свет увидел первый ноутбук Apple Macintosh Portable. «Компьютер на 100 % состоял из сочетания тангентных поверхностей: ровных, конструктивных, как будто начерченных при помощи линейки, – объяснил Степан Пьяных. – Это было обусловлено тем, что компания занималась техническими инновациями, попросту производила «рабочие лошадки». Компьютер был признан профессионалами, его дизайн идеально подходил для промышленного использования. Однако позже корпорации Apple этого стало недостаточно, они хотели впечатлить обычных людей, показать, что персональный компьютер – это не страшно, и его можно использовать в домашних условиях. Поэтому поверхности модели iBook уже были близки к криволинейной эстетике». Позже компания решила не придерживаться строгой формы в дизайне моделей компьютеров, а смешивать тангентные поверхности с криволинейными, чтобы пользователь видел: компьютер предназначен для работы, но при этом адаптирован для восприятия человека в условиях комфорта.

Однако в дизайне сложно ограничиться одной лишь формой предмета, особенно, если дизайнерское решение должно работать не только на интеллектуальное восприятие, но и на эмоциональное. Поэтому Степан Пьяных рассказал коллегам об ещё одном интересном английском термине – affordance (дословно: «возможности»). Абсолютно каждый предмет «предлагает» человеку множество аффордансов – допустимых способов воздействия на этот самый предмет. «Мы видим дверь и понимаем, что её можно открыть. Это первый аффорданс. Ещё мы можем предположить, что дверью можно колоть орехи. Тоже аффорданс, но уже неочевидный»,– объяснил Степан. По его словам, именно правильный аффорданс отличает хорошее дизайн-решение от неудачного: «Вот, например: кухонная плита. Если кнопки управления расположены по такой же схеме, как конфорки, аффорданс плиты воспринимается правильно, а значит, это удачное решение. Если же конфорки расположены в шахматном порядке, а кнопки управления стоят в линеечку – пользователь-дурак в этом не разберётся, потому что дизайнер – тоже дурак! Даже если сделал подписи – всё равно дурак! Ведь хороший дизайн должен говорить сам за себя!».

Однако аффорданс возникает в голове человека неслучайно. Каждый из нас имеет определённые представления о предметах на основе жизненного опыта, которые укладываются в смысл ещё одного важного термина – концептуальная модель. Она представляет собой совокупность убеждений о том или ином объекте в голове человека. По словам Степана Пьяных, профессионал должен позаботиться о том, чтобы его дизайн-решение соответствовало концептуальной модели потенциального пользователя. В качестве примера неудачного внедрения инноваций в привычный предмет Пьяных привёл компанию BMW: «В 2012 году вышла новая модель автомобиля BMW M5. Разработчики настолько хотели впечатлить потребителей возможностями звукоизоляции, что в салоне при езде не было слышно звука двигателя. Многих покупателей это сбило с толку: в их голове сложилась концептуальная модель, которая ассоциировала звук двигателя с мощностью машины. Поэтому многим из-за тишины автомобиль показался слабым. Позже разработчикам пришлось внедрить в стереосистему автомобиля искусственный шум двигателя! Вот тогда новую модель стали воспринимать положительно. Это я к тому, что хороший дизайн действительно основан на правильной концептуальной модели».

Степан Пьяных также рассказал коллегам о так называемом парадоксе технологии: «Когда мы пытаемся увеличить функциональность и удобство какого-то объекта, добавляем всё больше и больше функций. А потом доходим до точки, когда избыток этих функций уже несопоставим с нормальным восприятием человека. В результате пользователь просто начинает путаться. Он уже не в состоянии проанализировать сразу сто кнопок на одном пульте. Но если там будет две кнопки – это тоже плохо. Поэтому важно соблюдать баланс между удобством и функциональностью!»

На встрече с коллегами Степан Пьяных рассказывал также о собственных проектах, которые либо уже были успешно реализованы, либо находятся в стадии разработки. Например, полюбившийся многим интернет-ресурс по производству кастомизированных рюкзаков Phoresy Pack был придуман Пьяных ещё в школе. Сейчас же Степан работает над интересным проектом совместно с лабораторией робототехники Сбербанка, подробности которого пока засекречены. Однако, несмотря на занятость, Степан с радостью откликнулся на предложение пермской редакции BERLOGOS о сотрудничестве. «Интересно было побывать в Перми! Мой коллега с курсов промышленного дизайна расхваливал ваш город как очень интересный, исторический. Я люблю города, не столь многоэтажные, как, например, Москва. Ещё я очень люблю общаться с людьми, поэтому всегда использую возможность где-то выступить, поделиться чем-то интересным и важным», признался дизайнер.

К слову, удовольствие от встречи получил не только сам лектор, но и благодарные слушатели. «Я работаю дизайнером в промышленной компании, и мы тоже занимаемся инновационными технологиями, – поделилась впечатлениями Юлия Шатрова. – Мне очень близко то, о чём сегодня говорил Степан. Было интересно узнать подробности процесса создания промышленного дизайна: как это происходит, с чего начинается работа, как продумываются модели. Обязательно теперь буду следить за деятельностью Степана Пьяных в Интернете, читать статьи. Очень хотелось бы, чтобы наши инженеры посещали подобные семинары, учились у таких успешных профессионалов».  

Евгения Плюснина 




Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие новости

21 февраля 2020 г.
20 февраля 2020 г.
11 февраля 2020 г.
28 января 2020 г.
6 декабря 2019 г.
5 декабря 2019 г.
8 ноября 2019 г.
25 сентября 2019 г.
4 сентября 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта