A ' Design Awards & Competition-Победители
Сохраняя память места
Природа городского пространства динамична. Развитие Москвы сопровождается трансформацией не только территории, но и отдельных объектов, зачастую имеющих историческое значение или являющихся элементами культурного наследия. В контексте возможных изменений на первый план выходит вопрос сохранения памяти места. Именно этому социокультурному феномену была посвящена панельная дискуссия «Память места», организованная ADG group в рамках 22-ой Международной выставки архитектуры и дизайна АРХ Москва.
Компания ADG group, девелопер проекта сети общественных центров на базе 39 кинотеатров постройки 1938-1988 г.г., собрала ведущих экспертов – практикующих архитекторов, архитектурных критиков и историков современной архитектуры – для обсуждения проблемы отношения к существующей застройке в ситуации, когда она не имеет охранного статуса и нет общественного консенсуса по вопросу её сохранения. В дискуссии приняли участие Сергей Чобан (SPEECH), Никита Токарев (МАРШ), Николай Малинин («Москва: архитектура советского модернизма»), Илья Мукосей (ПланАР), Пётр Кудрявцев (Citymakers), Елена Петухова (archi.ru). Модератором выступила Алиса Прихудайлова, архитектор, публицист.
Собравшимся было предложено ответить на следующие вопросы:
- Что важнее: сохранение функционального программирования территории ценой утраты аутентичной застройки или физическое сохранение застройки ценой утраты исходной функции?
- Является ли развитие на периферии города социальных и культурных институтов достаточно веской причиной для сноса ранее построенных объектов культурного назначения, утративших свою первоначальную функцию? Не девальвирует ли такой метод градостроительной ревитализации культурную миссию проекта?
- Заслуживают ли сохранения здания, построенные по типовым проектам?
- Какова роль «объектов памяти» в формировании местной идентичности и что могут представлять собой эти объекты?
- Имеют ли право на существования паллиативные методы сохранения памяти места: вычленение из приговорённых к девелоперской эвтаназии зданий отдельных фрагментов, которые впоследствии интегрируются в новые проекты или ландшафт (своего рода современная spolia), сохранение и использование в айдентике новых объектов начертания шрифта вывесок старых кинотеатров и т.д.?
Помимо дискуссии, на круглом столе были сделаны два доклада: архитектурный критик и журналист Николай Малинин рассказал о судьбе советского архитектурного наследия в Алма-Ате, также был представлен обзор истории строительства, упадка и возрождения кинотеатров в Лос-Анджелесе, подготовленный Мариной Хрусталёвой.
«Когда мы говорим о конкретных объектах, важно понимать, насколько они востребованы. Пустующие здания демотивируют; попытки же восстановить культурный код, утраченный почти два поколения назад, выглядят искусственно. Скорее, необходимо сконструировать новый, подобрав индивидуальный сценарий для каждого объекта. И для этого делается очень многое – от физического сохранения элементов до работы с местными сообществами», – комментирует Алиса Прихудайлова, модератор дискуссии, архитектор, публицист.
«У ADG group есть программа сохранения ценных элементов декора: рельефов, атрибутированных мозаик, фактур стен, интерьерных деталей. К примеру, в кинотеатре «Первомайский» мы планируем «спасти» мозаику Бориса Чернышёва, а при реконструкции «Софии» – скульптурные группы «София» и «Раненый командир», – отмечает Сергей Крючков, главный архитектор ADG group. – Более того, перед началом работ во всех кинотеатрах планируется провести документальную съемку с последующим размещением материалов в открытом доступе».
Комментарии