A ' Design Awards & Competition-Победители
Психология в дизайне. Встреча 1
«У каждого дизайнера свой клиент»
Совместный проект пермской редакции BERLOGOS, дизайнеров и интерьерных компаний «Психология в дизайне» стартовал 09 декабря 2016 г в салоне элитной керамической плитки «Плиточная».
Клиенты, которые не платят
Тема проекта была выбрана неслучайно. Психология общения в любой профессиональной среде представляет особый интерес, а в паре «дизайнер – клиент» налаживание продуктивной коммуникации часто предопределяет судьбу будущего проекта. В общем, «быть или не быть» новому творению дизайнера, воплощённому по заказу клиента, во многом зависит от того, как построят диалог эти двое. На первой встрече мы говорили об очень тонком моменте: о клиентах, которые никогда не платят за работу дизайнера.
Составить портрет такого клиента взялась Елена Тетерлева, дизайнер интерьера, руководитель одноименной студии и спикер первой встречи. Однако до начала дискуссии Елена предложила участникам проекта разработать концепт ванной комнаты для очень капризного клиента.
«Хочу дорого и богато»
Елена Тетерлева:
–Представьте себе, к Вам пришёл мужчина лет 35-45. Он просит у Вас создать ему проект ванной площадью 10 кв. метров. Главное пожелание к объекту: должно быть дорого и богато. Так, чтоб друзья и родственники «обзавидовались». Клиент признался, что до этого он уже обращался к нескольким дизайнерам, но они не смогли его удовлетворить. Теперь же вся надежда на вас, коллеги. У каждого из Вас 3 минуты, чтобы подобрать материалы и предложить нашему капризному клиенту своё видение его шикарной ванны. Он утверждает, что если Ваш концепт ему понравится, то он закажет в будущем Вам весь свой загородный дом!
Дизайнеры Евгений Шуванов, Ольга Глебова, Альбина Дзусова, Маргарита Евсина, Елена Губанова, Екатерина Абдуллина, Елена Котова разбрелись по салону в поисках образцов плитки, подходящей для концепта ванной комнаты. Разобраться с коллекциями гостям помогали Кирилл Барсуков, директор салона, и Екатерина Зыбарева, менеджер. Теперь дизайнеры готовы представить свои идеи друг другу.
Маргарита Евсина и Ольга Глебова объединили усилия:
– 35 лет – такой возраст, когда многое уже сделано, приобретён статус, но многое ещё впереди. Такому человеку нужно предложить что-то современное, респектабельное. Лучшим вариантом мы считаем плитку от Atlas Сoncorde. Мы предлагаем использовать плитку крупных размеров бирюзового цвета с добавлением золота, а на пол – плитку под натуральное дерево.
Елена Губанова:
–Как только я услышала: «Дорого и богато», сразу подумала про сочетание чёрного с золотым. Я предложу клиенту ванную в мужском стиле под «Versace». Для этого использую плитку от Vietra.
Альбина Дзусова:
–Для меня главным в этом проекте будет цвет. Заказчик – семьянин, у него есть дети, значит, ванна с ярким цветовым решением ему точно подойдёт. Зимой это особенно актуально, когда вокруг всё уныло и пасмурно. Я предложу ему выложить пол плиткой в зелёных, голубых, бежевых и белых тонах. Возможно, композиция с пола будет перетекать частично на стены. Можно также поиграть с цветом, создав панно за зеркалом.
Екатерина Абдуллина:
– Я бы сделала проект, построенный на контрастах. На полу выложила бы плитку с рисунком «ёлка», на стенах – плитку «под дерево», акцентом стали бы молдинги, карнизы, аксессуары с золотом.
Клиент с подвохом
Елена Тетерлева:
– Девушки, каждый проект хорош по-своему. Но, к сожалению, клиенту ни один из них не понравился. Как же вы поймались на мою удочку? Неужели не поняли, что я описала клиента, который не заплатит? Разве вы не сталкивались с такими заказчиками?
Маргарита Евсина:
– Сталкивались, конечно! Они получают от нас проекты, говорят, что не нравится, а потом воплощают их за нашей спиной.
Елена Тетерлева:
– Но мы ведь сами создали эту ситуацию. Сами приступили к работе, за которую не заплатят. Что нас должно было насторожить, когда я вам описывала потенциального заказчика?
Маргарита Евсина:
–Мы не заключили договор, не взяли предоплату.
Ольга Глебова:
–Предоплата, кстати, мотивирует и самого дизайнера, и клиента. Первый, не откладывая, берётся за работу, второй – более ответственно относится к требованиям и пожеланиям дизайнера.
Альбина Дзусова:
– В договоре надо отразить все нюансы, вплоть до того, сколько стоит час работы дизайнера. Мне рассказывала одна дизайнер, что до того, как установила стоимость своего часа, пропадала на объектах полдня, а когда чётко сказала, что её время стоит 1000 рублей в час, заказчик стал за этот срок решать все рабочие моменты.
Елена Тетерлева:
– Надо заранее согласовывать и подписывать техзадание и соглашение об авторском надзоре. И я никогда не соглашаюсь сначала сделать маленький объект, а потом, если понравится заказчику, закончить все помещения. Я предлагаю оценить уровень моего профессионализма по портфолио и приступаю к работе только тогда, когда подписан договор на полный объём работы.
Вас, коллеги, также должно было насторожить, что вы у нашего капризного заказчика с ванной уже не первый дизайнер! Надо было потратить время на то, чтобы связаться с предыдущими дизайнерами и выяснить, почему его не устроила их работа.
Елена Губанова:
– А где гарантии, что мы знакомы с этими предыдущими? У тебя были такие ситуации, Лена?
Елена Тетерлева:
– Были. Недавно был клиент, которого не смогли удовлетворить проекты от трёх дизайнеров, двух из них я знала. Позвонила им, оказалось, что клиент ненадёжный, я ему отказала. А не сделала бы это, потратила бы время, силы, потеряла деньги. Да ещё самооценку свою понизила. Ещё интересный момент. Не знаю, согласитесь с ним или нет, но мне кажется, что на каждого дизайнера свой клиент. Со временем приходит профессиональная интуиция с кем надо работать, а с кем – нет. У вас есть такое чувство?
Дизайнер, удиви меня!
Екатерина Абуллина:
–Меня напрягают клиенты, которых я называю «Дизайнер, удиви меня». Они требуют от дизайнера нечто удивительное, непонятное, исключительное. Им часто трудно угодить, а потому в итоге получить деньги за свою работу. С такими я быстро расстаюсь! Что касается интуиции, то я обращаю внимание на машину заказчика. Это позволяет понять его статус.
Елена Котова:
–Автомобиль – не показатель, он может быть куплен в кредит. Внешность заказчика тоже бывает обманчивой. Однажды ко мне пришла пожилая дама. Она была одета очень скромно. Приехала на автобусе, в руках держала полиэтиленовый пакет. Пришла заказать дизайн большой квартиры. Я спросила: «Знаете, сколько стоит моя работа?». Та ответила: «Знаю, делай». На следующий день я составила смету, которая устроила мою странную заказчицу. В итоге объект был закончен, деньги заплачены. Вот вам и скромная внешность.
А ещё у каждого из нас были заказчики, которые считают себя дизайнерами. Я называю их мастерами, выращенными на скрапбукинге. С такими трудно работать, лучше даже не начинать.
Маргарита Евсина:
– Обычно они говорят: «За что я должен платить? Вы просто нарисовали и воплотили мою идею».
Елена Губанова:
– Они «включают» дизайнера, а нам надо иметь искусство его «выключать». Иначе придёшь на объект, а там висят незапланированные люстры или шторы. Это сразу портит всю идею.
Кирилл Барсуков:
– Когда такие клиенты приходят к нам в салон, то постоянно пытаются заменить предлагаемые дизайнером варианты плитки на другие. Я им объясняю, что дизайнер видит всю картину целиком, ему надо доверять и не мешать воплощать идею.
Ольга Глебова:
– А я нашла способ, как бороться с такими клиентами-дизайнерами. Я отвожу им на объекте территорию, где они могут реализовать свои замыслы. Обычно это малопроходимое помещение, например, кладовка или балкон. И клиенту хорошо – он вносит свою лепту в проект, и мне – я уверена в результате.
Елена Тетерлева:
– Коллеги, спасибо за интересную дискуссию. Давайте подведём итоги!
Ждём следующей встречи
Альбина Дзусова:
–Я – начинающий дизайнер и поэтому мне было полезно услышать от опытных коллег нюансы взаимодействия с клиентами.
Екатерина Абуллина:
– А мне интересно было посмотреть, какие концепты предложат другие дизайнеры для вредного клиента, выдуманного Леной. Жаль, что мы не заметили подвоха и поддались его требованиям.
Ольга Глебова:
– Для себя я уяснила, что надо быть твёрже с клиентами и последовательной в своих правилах. Надо сделать договор, значит надо. Исключений быть не должно.
Евгений Шуванов:
– В диалоге я не участвовал, только слушал, для себя услышал и понял много важного. С нетерпением буду ждать следующей встречи. Надеюсь улучшить свой багаж знаний по выстраиванию эффективного общения с клиентами.
Елена Котова:
– Мне удалось совместить в этой встрече сразу несколько задач. Приятно провести вечер в кругу коллег, побывать в салоне, в который я всё не могла выбраться, и подковать свои знания опытом других дизайнеров. Елена, Кирилл, Екатерина, спасибо Вам за этот вечер.
Екатерина Зыбарева:
– Мы тоже рады были видеть вас, уважаемые дизайнеры. Заходите к нам почаще за хорошими новостями, новинками и просто за чашечкой ароматного кофе. Надеюсь, что проект позволит вам получать в дальнейшем ещё большее удовольствие от работы!
Елена Тетерлева:
– Закончим на позитивной ноте. Напомню, что мы встречались, чтобы сделать нашу работу ещё более интересной для нас самих, продуктивной и качественной для заказчиков. Я желаю всем нам вдохновения и приглашаю на следующую встречу, которая состоится 14 декабря в 18:00 в студии Оксаны Курапиной «Стиль жизни». Тема встречи – «Дизайнер как точка роста для клиента». Спикер – Марина Погодина.
Записала Наталья Ханова
Комментарии