A ' Design Awards & Competition-Победители
Образование архитектора должно быть непрерывным
В динамичном, инновационном, развивающемся мире архитектору недостаточно классических знаний, полученных в университете. Сегодня дополнительное образование становится обязательным для молодого специалиста, который хочет быть востребованным. К такому выводу пришли участники дискуссии «Проверка на практике», которая прошла в рамках образовательного проекта «Открытый город», на совместной площадке НИУ МГСУ и архитектурного бюро НПО «Вектор».
Должны ли вузы следовать запросам рынка и вводить новые дисциплины в программы обучения? Каких навыков не хватает молодым архитекторам сегодня? Где получить дополнительное образование? Эти вопросы в ходе дискуссии обсудили Валерий Теличенко, академик РААСН, президент НИУ МГСУ; Иван Матвеев, творческое объединение «Дмитровка»; Арсений Афонин, «Софт Культура», Надежда Хорт, Международная проектно-учебная лаборатория экспериментального проектирования городов «Шухов Лаб», Александра Чечёткина, AA Visiting School Moscow, Вячеслав Завалин, архитектурный университет сети Центров прикладной урбанистики, Ваге Согомонян, META Education, Антон Котляров, M:Lab.
Валерий Теличенко, академик РААСН, президент НИУ МГСУ:
– Университет – это консервативная структура, которая не должна служить капризам бизнеса. Задача вуза состоит в том, чтобы дать студенту фундаментальные, базовые знания, которые послужат основой для дополнительного образования и дальнейшего самообразования. Образование должно быть непрерывным: не на всю жизнь, а через всю жизнь. Сегодня, во время бурного развития информационных технологий, инновационных прорывов, это особенно важно. Помимо основ архитектуры, ключевых школ, направлений, молодому архитектору необходимо знать современные технологии. Овладевать ими нужно через практику, участие в реальных проектах.
Ваге Согомонян, META Education:
– Академический подход к образованию состоит в том, что каждый архитектор должен быть профессионалом высшего уровня в своей сфере, узконаправленным специалистом. Поэтому университетские программы рассчитаны на длительный период обучения. Преимущества дополнительного образования – в быстром получении знаний и навыков, отрабатываемых в процессе практических занятий.
Арсений Афонин, «Софт Культура»:
– «Среднестатистического» молодого архитектора не существует, наша профессия уже давно подразделяется на ряд направлений: младший архитектор, частный архитектор, архитектор-инженер (BIM-специалист), урбанист, исследователь, архитектурный критик и др. Каждая из этих специальностей нуждается в дополнительных навыках и компетенциях, которые нельзя получить в классическом вузе. Junior-архитекторам, например, не хватает умения грамотно работать с современными цифровыми инструментами, чертить, моделировать. Фундаментальное образование не даёт навыков коллективной работы, хотя архитектору всю жизнь придётся работать в команде. Мы в своих образовательных курсах стараемся дать junior-архитекторам все необходимые практические навыки. В частной архитектуре – совершенно иной набор компетенций, здесь нужны навыки презентаций проектов, коммуникации с заказчиком, понимание масштаба деталей здания. Мы подготовили цикл лекций «3 × 15», три лекции по 15 минут о том, как заниматься частной практикой. BIM-специалистам (это очень востребованная сегодня специальность) нужно понимание современных строительных технологий (в вузах, к сожалению, преподавание строительных технологий застряло на уровне 70-х). Для этой группы у нас есть обучающий курс по BIM с наработками практикующих компаний.
Если говорить в целом о пробелах в образовании, сегодня архитекторам недостаёт навыка работы с информацией.
Надежда Хорт, международная проектно-учебная лаборатория экспериментального проектирования городов «Шухов Лаб»:
– Наша программа «Проектирование городов будущего» рассчитана на два года, она включает в себя три технологические студии, три проектные студии и одну международную исследовательскую школу, которая проходит в Барселоне. Мы не просто передаём знания от преподавателя к ученику, а формируем у студента набор компетенций, которые он сможет потом использовать в своей профессиональной карьере. Чем шире набор компетенций, тем больше вариантов развития у архитектора. Если при традиционном подходе к образованию действует принцип «знаю, что», в компетентностном – подход «знаю, как». Ключевой метод нашей программы – learning by doing, обучение в процессе работы. В ходе практических занятий наши студенты формируют свои инструменты работы, преподаватель выступает как куратор. Итогом обучения является не экзамен, а презентация проекта реальному заказчику.
Иван Матвеев, творческое объединение «Дмитровка»:
– Наша практика показала эффективность такого формата обучения, как воркшопы. Первый воркшоп «Наша Вологда» мы провели в 2016г. со студентами МАРХИ и Вологодского университета. Под нашим управлением студенты спроектировали семь объектов для разработки общественных пространств в Вологде, и вдруг, неожиданно для нас, возник запрос на 30 новых проектов. Нам пришлось привлекать в рабочую группу новых участников со всей страны. Лучшие проекты участников воркшопа были представлены на выставке «Зодчество», часть из них уже воплощается в жизнь. Помимо воркшопов,востребованы интенсивные образовательные курсы по вёрстке, круглые столы, выставки. Современным молодым архитекторам необходим широкий кругозор, знание современной архитектуры и основных этапов развития мировой архитектуры. Казалось бы, это очевидно, однако во время проведения воркшопов мы заметили, что не у всех студентов есть такая база. Поэтому с этого года мы в МАРХИ ведём курс по современной архитектуре.
Вячеслав Завалин, архитектурный университет сети Центров прикладной урбанистики:
– Современным архитекторам нужно перестать быть архитекторами и заняться архитектурой. Мы иногда забываем, что архитектура создаётся для людей. Работая с городом, нужно выстраивать диалог с сообществом. Однажды,во времяворкшопа с молодыми архитекторами, мы провели игру «Общественные слушания по защите архитектурных проектов», во время которой обнаружили интересную вещь: архитекторы всегда выбирали один ключевой субъект (например, при строительстве школы – ученик) и совершенно не принимали во внимание интересы других (учителей, родителей). Мы решили создать ряд обучающих программ в игровой форме, выстраивающих различные уровни общения с заказчиками и потребителями архитектурных проектов. Результат обучения нас приятно удивил: студенты не только поняли, зачем нужно общаться с жителями, приобрели ряд коммунитивных навыков, но и оценили преимущества работы в команде.
Комментарии