A ' Design Awards & Competition-Победители
Архитектор Сергей Крючков: «Современный дом – это Uber»
На площадке Headliner Club с лекцией об основных трендах современной архитектуры выступил Сергей Крючков, лауреат премии «Золотое сечение», преподаватель Школы дизайна РАНХИГС и архитектурной школы МАРШ. Эксперт побеседовал с членами клуба о том, как современные застройщики реагируют на изменение образа жизни в цифровую эпоху, когда у каждого в кармане есть кабинет и гостиная, а инфраструктура и мобильность становятся важнее прочных стен.
«Ошибочно считать, что архитектура – это некая смысловая надстройка,и бывают постройки без архитектуры; напротив, архитектура – это свойство любой интервенции в природную среду. Не может быть здания без архитектуры, даже грядка на даче – произведение ландшафтной архитектуры, так как это тоже превращение фрагмента природной среды во фрагмент среды антропогенной», – начал своё выступление Сергей Крючков. Отталкиваясь от классического определения архитектуры как искусства и науки создавать пространственную среду, в которой происходит деятельность человека, эксперт сконцентрировался на двух основных факторах, определяющих развитие архитектуры на конкретном этапе эволюции человечества: это технические возможности и эстетические воззрения. Вызовы, перед которыми стоит архитектор сегодня – это глобализация, увеличение численности населения и продолжительности жизни, рост городов и городских агломераций и накапливающееся загрязнение окружающей среды. Формирование данных тенденций происходило на протяжении последних двух столетий, со времён индустриальных революций и масштабного развития городов.
Диджитализация архитектуры
В XXI веке, решая эти проблемы, человечество сделало ставку на развитие цифровых технологий. Производственные процессы роботизируются, расширяя спектр технических возможностей человечества. Диджитализация постепенно охватывает не только управление производством, но также культуру и быт.
В совокупности эти факторы оказывают влияние и на развитие архитектуры. Существенная часть человечества преодолела этап борьбы за выживание, насытилась и вступила в эру экономики впечатлений.По определению Жана Нувеля, архитектура при этом развивается в парадигме «эстетики чуда»: новейшие сооружения, созданные при помощи параметрических методов, представляют собой устойчивые конструкции, однако определить, как именно и на чём они держатся, глаз человека не может. Дом стал машиной в гораздо большей степени, чем это мог себе вообразить Ле Корбюзье. Одновременно с этим, архитекторы повернулись к природе. Один из примеров подобной архитектуры в России – объект «Сарай», возведённый архитектурным бюро «Меганом» в Никола-Ленивце.Он сочетает в себе архетипическую простоту с уникальной трансформацией поверхности и при этом находится в активном взаимодействии с природой. «Сарай» в строгом смысле слова не предназначен для функционального использования и представляет собой эффектный арт-объект, пространство для медитаций. Тем не менее, это произведение архитектуры в самом чистом смысле, эстетическая интервенция в природную среду. Возврат к архетипам наблюдается и в работах лауреатовПритцкеровской премии последних лет: Тойо Ито, Шигеру Бана, бюро RCR Arquitectes объединяет стремление строить просто и прекрасно. Для жюри премии, которую часто называют «нобелевкой» от архитектуры, важно зафиксировать сегодняшнее отношение к архитектуре: презентационная картинка не должна обладать в ней большей ценностью, чем построенный результат, иначе последствием может стать наступление эры «фейковой архитектуры». Вручение награды подчёркивает выбор в пользу подлинности, а не инвестиционной привлекательностью, в пользу потребителя, а не заказчика
Смещение акцента с архитектуры самих зданий на организацию пространства между ними
Актуальный тренд – смещение акцента с архитектуры самих зданий на организацию пространства между ними. Лучший пример тому – знаменитая Венецианская биеннале, идущая до 25 ноября: её объекты развивают новейшие теории, создаваемые на стыке градостроительства и высокого искусства. Внимание организаторов и участников здесь сосредоточено на работе со свободным пространством с использованием натуральных материалов и естественного освещения. Архитектура, представленная на выставке, должна создавать возможность любования окружающим пейзажем. В сегодняшних жилых зданиях это выражается в перетекании уличного пространства в интерьерное. Данный эффект достигается, к примеру, при использовании панорамных окон, доходящих до пола, и мощения прилегающей территории, по фактуре и цвету, совпадающего с покрытием полов внутри помещения.
Bigdata и блокчейн-технологии
В проектированиевсё глубже проникают bigdata и блокчейн-технологии.Когда выдающийся архитектор ХХ века Ле Корбюзье назвал дом «машиной для жилья», подразумевая, что под одной крышей можно уместить всё необходимое – от детского сада до культурного центра, – было трудно представить, что современный дом превратится в машину в полном смысле этого слова.Цифровая модель управления квартирой, зданием и целым городом становятся не просто реальностью, а частью проекта. В само же строительство начинают интегрировать крупномасштабные 3D-принтеры, которые будут автоматически возводить как целые здания, так и отдельные их части. Технология BIM (BuildingInformationModel) позволяет отойти от использования двумерных чертежей и создавать виртуальные модели зданий со сложными поверхностями, в точности соответствующие будущему объекту, и заранее просчитать стоимость изготовления элементов. Яркий пример её реализации – Московский концертный зал «Зарядье».
Социальной основой архитектурыстановится инклюзия: более обеспеченная часть общества стремится к созданию достойной жизненной среды для тех, кто нуждается в защите. Активно развивается «зелёное строительство»: появились новые мировые стандарты, основанные на использовании экологически чистых и возобновляемых материалов, экономии ресурсов, повышения требований к охране труда.В России, по примеру США и Великобритании, готовится к выпуску национальный стандарт. Один из главных его принципов – в том, что реконструкция всегда экологичнее нового строительства: на повторном использовании уже имеющихся сооружений основаны многие проекты таких выдающихся мировых архитекторов, как Заха Хадид, Жак Херцог и Пьер де Мёрон.Повышаются требования к качеству среды и её презентабельности – с тем, чтобы обеспечитьв ней активное использование социальных сетей.Пространство дома, напротив, сокращается. Цифровые и коммуникационные технологии, составляющие неотъемлемую часть нашей повседневной жизни, позволили не только перенести офис в дом, но и превратить любое общественное пространство в территорию для персонального отдыха.
«Сейчас мы больше времени проводим вовне, поскольку этот образ жизни поддерживают технологии», – подытожил Сергей Крючков. Архитектура даёт ответ на изменившиеся потребительские запросы: в городе появляются такие объекты, как Крымская набережная или парк «Зарядье», а площадь выводимых на рынок квартир девелоперы уменьшают. Современный космополит становится «глобальным кочевником», пользующийся жильём как услугой и не стремящийся иметь собственный дом, но желающий всюду жить одинаково комфортно.
Комментарии