Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
6 августа 2015 г.

Юрий Соколов: «Русский стиль – это вечная сказка». Часть I

Московский антиквар и создатель бренда по производству мебели и декора в русском стиле – об истории и источниках вдохновения.

Юрий Соколов: «Русский стиль – это вечная сказка». Часть I
 

 


Юрий Анатольевич Соколов – коллекционер антикварной мебели в стиле русский модерн, автор оригинальных проектов мебели и предметов декора в русском стиле, руководитель арт-центра по проектированию и производству вещей для интерьера «Алексеевское подворье».

– Юрий Анатольевич, скажите, пожалуйста, как давно Вы занимаетесь изготовлением мебели и предметов декора в русском стиле? Как Вы пришли к этому?
– Русский стиль входил в мою жизнь постепенно. Я профессиональный коллекционер, с детства. Вначале это были марки, значки, с 14 лет начал заниматься антиквариатом. Хотя тогда слово «антиквариат» воспринималось негативно, потому что ассоциировалось с криминалитетом, больше в ходу было название «старина». Сохранял старинные вещи своих бабушек и дедушек, помня, как они пользовались этими предметами. Было интересно проследить их историю: откуда появились, с какими событиями связаны. Даже когда пошел в армию, и там продолжал собирать. Слава богу, были помойки, мусорки, свалки – славные источники поступлений антиквариата и вдохновения для творчества. Постепенно увлечение превратилось в какую-то захватывающую игру, увлекательное путешествие во времени; я стал участвовать в аукционах, что-то продавать, что-то приобретать, начал сам заниматься реставрацией, общаться в клубах с другими такими же коллекционерами. Причем изначально это не было профессией, параллельно я получил высшее медицинское образование и затем 8 лет проработал врачом.





И вот в 1993 году наступает час икс: я решаю уйти с хорошей стабильной работы практически в никуда и посвятить любимому занятию все время. А ведь это случилось в начале 90-х! К тому же моя карьера врача как раз пошла в гору. Но все равно я был уверен, что принимаю правильное решение. Чуть позднее пришел к осознанию, что мало реставрировать готовое – нужно что-то создавать самому. Реставрация старинных вещей – хороший путь, он приносит удовлетоворение, ведь ты сохраняешь массу ценных с эстетической и культурной точки зрения предметов, даешь им новую жизнь. Но создавать что-то новое – еще интересней! Я вообще думаю, что творчество и самореализация – это основа жизни.




Заниматься исключительно русским стилем – на первых порах этой задачи не стояло, хотя очаровал он меня довольно давно, еще в 1980 году. Ко мне попал один из номеров ежегодного альманаха «Советский музей», в котором была статья под названием «Русский интерьер. Русская мебель». Я ее зачитал до дыр. Мог ли я тогда знать, что спустя столько лет мне посчастливится познакомиться с автором этой фантастической статьи, да еще и достаточно плотно сотрудничать в профессиональном плане! Сейчас Ольга Борисовна Стругова – ведущий специалист по русскому стилю в мебели и интерьере.

К началу 2000-х антикварный рынок в России начал формироваться, и стали попадаться предметы именно в русском стиле. Появился ряд заказчиков, которые коллекционировали такие вещи. Мы начали делать проекты с нуля, постепенно формировалась коллекция, выкристаллизовывалось главное направление. 1 апреля 1999 года наша организация получила официальный статус компании. В течение этих 16 лет русский стиль – наша основная специализация.




– Скажите, что служит для Вас источником вдохновения?
– Ну, во-первых, конечно, сама мебель, которая попадалась и продолжает попадаться на моем жизненном и творческом пути. Русский эпос – сказки, былины. Работы художников – прежде всего Николая Рериха и братьев Васнецовых. У меня в коллекции есть много предметов, выполненных по их эскизам. У Рериха богатая национальная тема, в частности, богатырская, которая проявилась в проектах мебели и интерьеров.

– А разве Рерих тоже занимался проектированием мебели?
– Конечно. Он же был приглашен княгиней Тенишевой в Талашкино (Талашкино – усадьба в Смоленской области, один из крупнейших художественных центров по производству мебели в русском стиле в конце XIX – начале XX вв. – Прим. ред.). Он там месяцами пропадал. Я вот иногда задаю себе вопрос: кому легче было – им или нам, продолжателям? Наверное, все-таки нам легче. Хотя на тот период у них материала сохранилось больше – народная мебель, развитые промыслы, рукоделие в каждом деревенском доме. Когда они начинали создавать стиль, не было таких войн.

– Тогда же еще государственная поддержка была серьезная.
– Да, мало того, что у истоков создания и развития русского стиля стояли весьма богатые люди – возьмите Савву Ивановича Мамонтова, Савву Тимофеевича Морозова, князя Тенишева, – была еще очень сильная государственная поддержка. Все выставки, начиная с Александра Второго и до Николая Второго, поддерживались самими монархами, а направление патронировалось их женами.

Прежде всего стоит упомянуть о крупнейших культурных центрах, которые располагались в усадьбах Абрамцево, Талашкино и в Сергиевом Посаде. На самом деле мастерских было гораздо больше: это, так сказать, три главных кита, на которых все держалось.
Абрамцевский художественный кружок просуществовал с 1885 по 1917 год. В нем при участии многих знаменитых художников проектировалась и изготавливалась мебель и другие предметы. Художественным руководителем сначала была Елена Дмитриевна Поленова, после нее – Наталья Яковлевна Давыдова. После революции история кружка заканчивается, хотя абрамцевская история продолжается – но уже в другом формате.


Шкафчик. 1910-е годы. Проект Давыдовой Н.Я.


Буфет. 1880-е годы. Проект Поленовой Е.Д.


Шкафчик подвесной. 1910-е годы

Талашкинские мастерские начинают свою официальную историю с 1900 года. Имение принадлежало княгине Марии Клавдиевне Тенишевой. Первые три года художественным руководителем был Сергей Малютин, а потом она пригласила Владимира Бекетова и Алексея Зиновьева. Это были профессионалы своего дела, строгановцы. Их деятельность – качественно иной уровень художественного мышления, новая веха Талашкино, успешно просуществовавшего вплоть до 1917 года. О работе мастерских княгиня Тенишева рассказала в своих мемуарах «Впечатления моей жизни». Эту книгу и сейчас легко найти. Читается на одном дыхании!


Соколов А.П. Портрет Марии Клавдиевны Тенишевой (1898)

В конце XIX века для организации заказов и продажи предметов интерьера в русском стиле Сергеем Тимофеевичем Морозовым был создан Кустарный музей. Одной из основных площадок для изготовления изделий стал художественный центр в Сергиевом Посаде. В 1903 году художественным руководителем туда был приглашен мой однофамилец, Владимир Иванович Соколов – художник, весьма недооцененный в настоящее время, человек широчайших взглядов, мастер-прикладник, который ввел ряд ценных методов декорирования и обработки древесины. В Сергиевом Посаде существовало огромное количество разных мастерских, и В.И. Соколов поднял их художественный уровень очень высоко.

Помимо этих «трех китов» были и другие центры. Строгановское училище выпускало огромное количество талантливых людей, которые разъезжались по городам и весям России. Мастерские по проектированию и производству мебели в русском стиле работали в Воронеже, Нижнем Новгороде, Полтаве, Подмосковье (очень много) – как правило, их возглавляли выпускники Строгановки, такие же, как Зиновьев и Бекетов в Талашкино. Сами художники и создавали мастерские, потому что люди они были увлеченные, профессионально образованные и имели связи с людьми, которые могли обеспечить хорошую материально-техническую базу.


Тарелка. 1910-е годы. Столярные мастерские Сергиева Посада


Рамка. 1900-е годы


Аптечка. 1910-е годы

Поэтому основными источниками вдохновения являются сами предметы, сделанные нашими предшественниками. Ведь это настоящие авторские вещи, хотя и основанные на народных мотивах. Этника сквозь призму восприятия великих художников, т.е. уже не что иное как авторский дизайн.
 
Окончание интервью читайте здесь .
Текст: Филиппова Дарья

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие интервью

© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта