Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
24 ноября 2015 г.

WAVE: «Решение вопроса об интеграции граффити в городскую среду еще не найдено»

Василий Вешнев (WAVE – творческий псевдоним) – современный художник граффити, искусствовед, участник и эксперт молодежного форума «Таврида» в 2015 году. 

Граффити зародилось относительно недавно и довольно быстро распространилось по России, но заняло ли оно пустующую нишу современного движения в монументальной живописи вопрос до их пор спорный. Кто-то считает это современным ремеслом, кто-то частью субкультуры, а кто-то уличным искусством. Каково Ваше мнение на этот счет?

– В первую очередь хотелось бы отметить, что граффити действительно в современном виде существует около 50-ти лет и относить его конкретно к монументальной живописи или ремеслу – преждевременно. Во-первых, граффити как художественное явление довольно неоднородно, пестрит большим количеством стилей и направлений, что усложняет его систематизацию; во-вторых, понятие стрит-арта трактуется различными искусствоведами по-разному. Также не нужно забывать о том, что большая часть художников граффити и стрит-арта активна по сей день, это говорит о том, что движение продолжает развиваться. Нужно помнить, что мы имеем дело с художественным явлением, а не со сформировавшимся направлением искусства. Это не умаляет выразительности граффити, но требует сдержанной оценки и стремления избежать подмены понятий. 

– Есть ли существенная разница между граффити и стрит-артом, как Вы считаете? И какова роль этих видов творчества в современной жизни города?

– Если искать определение стрит-арта, то сложно найти точный термин, скорее в поисковике появятся конкретные фамилии, а, вернее, псевдонимы художников, которые или сами себя относят к этому направлению, или их относят искусствоведы и исследователи-любители. Стрит-арт – это вид городского творчества, который с помощью взаимодействия художника с городской средой, изменяет ее, но стрит-арт это не всегда граффити. Современные стрит-арт художники используют инсталляции и нестандартные и нетипичные материалы. Термин стрит-арт в каком-то смысле более широкое понятие, возможно и совершенно новое художественное явление, вдохновленное граффити. Граффити также является субкультурой, имеет свою историю и традиции. Возможно рассмотрение граффити – движения,  как части хип-хоп культуры, но с другой стороны оно может быть и отдельным видом творчества. 

Однозначно сказать о роли этих видов творчества в жизни города сложно, так как не все граффити-художники имеют достаточный уровень подготовки, и тем самым их работы не всегда доставляют этетическое удовольствие жителям города. Одна из ключевых задач граффити – это внесение разнообразия и творческого начала в городскую среду. Но наряду с этим, существует граффити-вандализм, что, естественно, не может не вызвать негативной оценки со стороны зрителя. Явление граффити зародилось в крупных городах и ему свойственно большое разнообразие художников и высокая конкуренция между ними, все это является причиной тому, что данное явление сложно контролировать. То же касается и стрит-арта, который не менее индивидуалистичен и далеко не всегда избегает конфликта с социумом или представителями закона. Лично я считаю, что решение вопроса об интеграции граффити в городскую среду, согласно требованиям городских архитекторов и единой концепции, еще не найдено. Потому что в таком случае мы будем говорить не о свободных граффити-художниках, а о уже другом явлении, которое скорее будет относиться к монументальному искусству. 

Не так давно в Москве на фасадах зданий появились портреты известных людей: Г.К. Жукова, М.А. Булгакова, С.М. Эйзенштейна и других ярких исторических личностей. Они возникли по инициативе властей города, то есть можно считать, что на заказ. Исполнены они аэрозольными баллонами с краской, но можно ли их назвать работами граффити с точки зрения техники?

– Изначально смыслом граффити было написание псевдонима автора, с целью личного пиара. То есть, если работа выполнена с помощью аэрозольных баллонов с краской, то это не означат, что она в полной мере может называться граффити, в узком смысле этого слова. Тем самым хочется подчеркнуть, что граффити – это не один из способов рисования на стенах, а более широкое художественное явление. Также важен технический аспект: если художник исполняет работу по своему эскизу, то можно говорить об авторском граффити. А если работает профессиональная группа художников-оформителей, просто использующих специализированную технику, то скорее стоит говорить о мурализме или специфичной рекламе. 

 – Серьезных трудов на тему граффити, особенно в России, еще не создано, но возможно ли систематизировать этот поток уличной живописи? Может быть, существует некая периодизация? Как Вы думаете, какие есть перспективы в изучении развития данного направления?

– Действительно, проблема изучения существует, и во многом потому, что большая часть работ на тему граффити была создана в тех странах, где явление граффити зародилось и распространялось, то есть в США, Франции, Германии и т д. Если говорить о перспективах систематизации и типизации, не хотелось бы делать поспешных выводов, могу только предложить типизацию по используемым в граффити техникам и материалам. Можно предположить, что существует «классическое граффити», при исполнении которого автор использует преимущественно несколько аэрозольных баллонов с краской, а также «тег-граффити», основным мотивом которого является псевдоним, и автор работает только одним инструментом, например баллоном или маркером. Существует и «трафарет-граффити», развивавшееся параллельно с «классическим».

Для изучения необходимо, в первую очередь, систематизировать фото, видео и печатные материалы прошлого, так как количество опубликованных материалов даже за последние 10 лет потребует серьезной работы по ее анализу. 

Возможен ли переход граффити с улиц в дома? В чем будущее этого художественного направления, достигло ли оно своей кульминации или есть еще пути развития?

– Можно сказать, что такой переход в какой-то степени уже совершен, и вопрос только в том, насколько уместно и органично граффити для того или иного помещения.

Относительно развития: граффити не является модным трендом, оно в какой-то степени самостоятельно, самобытно и существует как альтернатива официальному искусству. Граффити-движение устойчиво в своем развитии, и на сегодняшний день в России существует не менее десяти групп профессиональных граффити-художников с большим опытом работы в разных направлениях. В странах Европы и Запада в целом, конечно, граффити-художников больше, т. к. исторически оно развивалось там.

Логично, что уличное искусство связано с городской средой, многие факторы влияют на движение, например, с каждым годом мы наблюдаем совершенствование охранных технологий, увеличение камер наружного наблюдения, что не может не усложнять работу граффити-художника, и в данном случае мы говорим не о защите мелкого преступления, а об одном из факторов, который влияет на данное движение. 

Текст: Федоренко Юлия

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие интервью

© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта