Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
8 декабря 2014 г.

Тимур Абдуллаев: «Основы»: шире просто не придумаешь!»

Екатеринбургский архитектор делится впечатлениями от поездки на XIV Архитектурную биеннале в Венеции.

 

Екатеринбургский архитектор делится впечатлениями от поездки на XIV Архитектурную биеннале в Венеции.


– Нынешняя биеннале, по словам участников, поразила их своей экстраординарностью. Вы тоже считаете мероприятие этого года особенным?
– Не знаю, что именно в данном контексте подразумевается под «экстраординарностью», но то, что осмысление архитектуры все больше отходит от привычного представления о ней, это факт! Сейчас архитектуру подают как вид современного искусства, делая все больший упор на импульсивное эмоциональное начало, и все больше отдаляясь от ее прикладного значения. Каждая биеннале особенна по своему, и, думаю, задача подобных мероприятий в том и состоит, чтобы каждые два года переосмысливать подходы к архитектуре, к основам и онтологии, пытаясь найти новые смыслы.



– Что вас удивило, что порадовало? Какие павильоны запомнились?
– Тема выставки в этом году – «Fundamentals» («Основы»): шире просто не придумаешь! (Смеется.) Поэтому и поле для интерпретаций просто необъятное!
Сложно даже сравнивать материализации того, что каждый вкладывает в это определение: для кого-то это плоттер, рисующий линии на песке, для кого-то – деревянный табурет; кто-то ищет эмоциональные абстракции, а может быть, это просто цвет травы, воды, солнца… Или все же в начале была форма?!
Вы понимаете, что все это воспринимается как один большой сумасшедший карнавал гениального и безумного, красивого и ужасного, а иногда – просто необъяснимого!




– Как вы оцениваете отношение к русскому павильону в контексте напряженной политической ситуации?
– Российский павильон щеголяет «советским». Вызывает некое уныние попытка цепляться за старые штампы и придумывать новые! Я бы назвал это «экспортный вариант». К сожалению, все подходы сводятся к попытке национальной самоидентификации, а с этим в России почему-то всегда плохо. (Улыбается.) Центральное место в павильоне занимает ларек советского конструктивизма. Нисколько не хочу умалять масштабов и значения этого явления для нашей страны, но такая примитивная, на мой взгляд, эксплуатация данной темы девальвирует все до лубочного уровня: медведи, матрешки, теперь вот конструктивизм. Почему-то немного обидно за Россию и конструктивизм.



– Каждое подобное событие для многих архитекторов и дизайнеров является стимулом к творчеству, меняет их взгляд на реальность. Так ли это для вас?
– Я посещаю биеннале не первый раз, и это всегда любопытно. Думаю, каждый архитектор должен постоянно находиться в процессе саморазвития: если ты не идешь вперед и постоянно не узнаешь для себя что-то новое, то это регресс. И реальность вокруг стремительно меняется, и взгляды на нее просто обязаны меняться. И для меня это важно и интересно! С этой точки зрения подобные выставки очень полезны, т.к. раз в два года они дают характерный срез развития архитектуры.




– На ваш взгляд, удалось ли организаторам биеннале визуализировать историю модернизма так, как это планировалось?
– Сложно сказать. Думаю, тему 100-летия модернизма многие трактовали намного шире.
Как планировалось, я, к сожалению, не знаю, с Ремом Колхасом переговорить не успел. (Смеется.) Но получилась очень необычно – все посетители выглядят озадаченными!

– Были ли вы на прошлой выставке? Заметили ли какие-то перемены в организации, идейном наполнении мероприятия?
– В прошлом году был, но это была биеннале современного искусства. Подходы весьма похожие: все больше инсталляции и вовлечения посетителей, все меньше привычной, по сравнению с биеннале прошлых лет, экспозиции.



– Можно ли сопоставить аналогичные события в Москве (4-ая Московская Биеннале Архитектуры, «АрхМосква») с венецианской выставкой? В чем, по вашему мнению, заключается их сходство и различие?
– На последней «АрхМоскве» не был, но, судя по тому, что было три года назад, формат и масштаб мероприятий абсолютно разный, и искать параллели не стоит.

– Как вы уже сказали, тема выставки этого года – «Основы». Рем Колхас обращается к истокам, пересматривая консервативные ценности и опровергая всеобщее критическое отношение к модернизму. Согласны ли вы с мнением, что европейский консерватизм – это наша современность, и что мы пока не выходим за его рамки?
– Ну, вы загнули… Отвечать нужно да или нет?! (Смеется.) Все намного сложнее и не так однозначно. Знаю точно, что есть единственный способ оказаться впереди кого-то – не идти по его следу. Конечно, по сравнению с Западной Европой, мы переживаем архитектурное детство и, как каждый подросток, часто донашиваем чужие штанишки. Но с какого-то момента, получив знания и изучив чужой опыт, нужно в хорошем смысле поменьше оглядываться и ставить задачу выразить себя в архитектуре, чтобы в конце этого века гордиться не только конструктивизмом.




Текст: Соковнина Вероника

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие интервью

© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта