Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
9 марта 2016 г.

Тенденции в промышленном дизайне 2016-2018

Интервью с Владимиром Самойловым и Александром Матвеевым из дизайнерского консалтингового агентства Matveyev Samoylov concept development (в прошлом – Designet Team). Александр и Владимир уже 25 лет работают в промышленном дизайне, в 2010 получили премию Red Dot Award, и последнее время все чаще выступают в роли экспертов. 

Вы проводили большое исследование тенденций в дизайне «Design Trend Research 2016–2018» для одной из российских компаний, работающих на глобальном рынке. Поделитесь, какие тенденции складываются сейчас в промышленном дизайне? 

Владимир Самойлов: 

– Мы проанализировали не только стилевые тренды, но и более глобальные тенденции, на которые нужно ориентироваться, чтобы шире понимать, откуда берутся стилевые. В результате мы разделили все тренды на 3 категории. Метатренд – это масштабный тренд, проявленный во всех областях. Макротренды определяют несколько локальных трендов в рамках одной из областей на период около 10 лет. Стилевые тренды – это более мелкие тренды, длящиеся от 2 до 5 лет. 

Главный метатренд – это «дигитализация». Сейчас все переводится в цифру, и без этого уже ничего невозможно представить. Сначала мы рассматривали вариант, что интернет – это тренд, но поняли, что он когда-то был трендом, сейчас это — просто новая реальность. В 2000 году это было нечто, новая технология, к которой все привыкали. Сейчас это такая же базовая реальность, как водопровод. 

Макротренды – по сути, тоже глобальные и определяющие наше время. Например, конечно же, «экотренд». Макротрендом может стать и определенный метод разработки продукта, как, например, «пользовательский опыт» (UX или User eXperience). На нем компания Apple всю свою продуктовую программу делает. И его, в отличие от внешней формы продукта, очень сложно скопировать. 

Набирает популярность тренд «алгоритмическое проектирование», дающий новые инструменты разработки и контроля сложности формы и сокращающий цикл разработки. Тренд «инновационные технологии и материалы» уже превратился в отдельную индустрию. 

Макротренд, который грозит радикальными изменениями в способах производства, – это «аддитивные технологии» или «трехмерная печать». Из общего развития технологий вытекает тенденция к кастомизации. Продукт все больше и больше затачивается под потребителя, а порой и дорабатывается с его непосредственным участием.   

Александр Матвеев: 

– Еще один макротренд – это «интернет вещей» (англ. Internet of Things, IoT). Сеть умных вещей, способных взаимодействовать друг с другом или с внешней средой. Если в двух словах, то это мир, в котором все вещи будут связаны со всеми, будут одновременно являться и передатчиками, и сенсорами. Среда постепенно будет становиться все более интерактивной, все более тонкой и умной.

Владимир Самойлов: 

– Можно назвать несколько стилевых трендов. Есть технологически обусловленный тренд на «генеративные формы», который связан с алгоритмическим проектированием, позволяющим моделировать недоступные ранее формы, сравнимые с природными по сложности. 

Из тенденции к экологичности вытекает современный тренд «эколюкс». Натуральные материалы и эффекты подаются как произведения искусства, созданные природой, – форма вещей максимально проявляет их свойства. 

Александр Матвеев: 

– Очень явно выделяется стилевой тренд, который мы назвали «медь как новый хром». Запущенный легкой рукой британского дизайнера Тома Диксона, красный металл (а сейчас — и вообще все цветные металлы) стал очень популярен во всем: в мебели, в светильниках, в велосипедах, в домашней утвари. Служит меткой современной luxury-стилистики. 

Владимир Самойлов: 

– Один из нишевых трендов, близких сердцу любого промышленного дизайнера, – это «Ultra Normal» (он же – Normcore — в fashion-индустрии) или «Super Normal» в терминологии дизайнеров Джаспера Моррисона и Наото Фукасавы. Они берут современную вещь и очищают ее до архетипа в современном понимании. Ultra Normal – вещь, в которой нет ничего лишнего, которая честно выполняет свою функцию. Современная классика. 

Александр Матвеев: 

– Тенденция, получившая название «зеленое вторжение» (Greenvasion), – это тяга к природе в пространствах как открытых, так и закрытых. Люди осознали дефицит вокруг себя живой природы и очень сильно хотят это восполнить. Они хотят, чтобы дома были зеленые стены, чтобы были оранжереи, чтобы все росло, цвело, очищало воздух и, может быть, даже давало какую-то пищу или лекарства. Это такая реакция на сверхурбанизацию. И эта реакция только будет нарастать, поскольку никто не знает пока, как остановить промышленного монстра, уничтожающего природу. 

– Как Вы считаете, как это можно остановить?

Александр Матвеев: 

– Отказом от потребления одноразовых вещей, развитием культуры и понимания. Дизайнеры – одни из тех, кто может на это очень сильно повлиять. На мой взгляд, нужно распространять вокруг себя культуру понимания материального мира. 

Очень хороший пример в этом плане представляет собой Япония, где детей начинают учить художественным практикам и дизайну с 5 лет.

Материальная культура – это очень ценная вещь. Если говорить про ту же историю, то именно вещи, дошедшие до наших дней, являются лучшими свидетельствами того, как все было устроено. По ним можно понять уровень технологий и уровень отношений в обществе, что люди могли и чего не могли.

– Проводя «Design Trend Research», к каким международным трендовым агентствам вы обращались за информацией? Какое, на ваш взгляд, самое точное международное агентство? 

Александр Матвеев: 

– Мы ни к кому не обращались за материалами. У нас свои методики.

Владимир Самойлов: 

– Но если говорить об экспертах, на кого мы ориентируемся, то это, конечно, голландка Ли Эделькорт и ее агентство Trend Union. Она настоящая звезда, которая само тренд-исследование превращает в событие в мире искусства. Всегда приятно посмотреть на ее ежегодные отчеты по трендам в разных областях.

– Насколько тренды, особенно в области fashion-индустрии, представляют собой мистификацию? 

Владимир Самойлов: 

–  Тренды в fashion действительно задаются года на три вперед. В обычном дизайне нет такого, чтобы кто-то собрался и определил, что карбон будет популярен следующие три года. Это невозможно.

Fashion превратился в безумно быструю индустрию. Недавно из двух крупнейших домов моды, Dior и Louis Vuitton, просто уволились главные дизайнеры – Раф Симонс и Марк Джейкобс. Оба объяснили это одинаково: «ритм такой, что я не успеваю делать качественный продукт».

В промышленном дизайне нет такой гонки. Земля просто не вынесет такой быстрой смены стилистики в коллекциях стульев. 

Когда мы сделали несколько коллекций канцелярской продукции для ERICH KRAUSE, то предложили им еще целый ряд идей. Они ответили, что в ближайшие 5 лет им от нас ничего больше нужно не будет, потому что уже готовые коллекции будут успешно продаваться 5, а то и 10 лет.   

– Я правильно понимаю, что большая часть того, чем вы сейчас занимаетесь, – это отслеживание тенденций?

Александр Матвеев: 

– Значительная часть. И без этого никуда. Интерес к исследованию трендов возник при работе над нашими дизайнерскими проектами. Делая эскиз топового дырокола и степлера для ERICH KRAUSE, мы изначально планировали получить за него Red Dot. Волей-неволей, мы должны были понимать, благодаря чему это может произойти.

Тогда в ходе тренд-исследования мы выявили тенденцию с разбиением продукта на два контрастных цвета, сочетание глянцевости и матовости материала, микрорельефы, пластику и так далее. Мы стали искать формулу уже под влиянием задания, которое поставили сами себе. Мы сами создали те самые рамки, в которых уже что-то понятно. 

– Гарантирует ли использование тенденций путь к успеху? 

Владимир Самойлов: 

– Это в значительной степени снижает риск. Любой продукт – это очень многосложная история. Можно сделать классный продукт, но плохо его упаковать. Можно упаковать его хорошо, но плохо представить в магазинах. 

Александр Матвеев: 

– Можно просто не вовремя его выпустить, например, до того, как люди готовы его принять. С трендами всегда очень непросто. Удачный продукт – это алхимия в чистом виде.

– Знание трендов облегчает коммуникацию с клиентом?

Александр Матвеев: 

–  Да, конечно, а также коммуникацию с любыми разработчиками. С этими данными, если их правильно использовать, заказчик может прийти к любому специалисту и объяснить, что ему нужно. 

Владимир Самойлов: 

– Заказчики могут с помощью этой информации разговаривать с дизайнерами на одном языке, а не субъективно оценивать в духе «вы как-то тут слишком кругло сделали, а нам хочется квадратно».

– Существует ли стоп-лист трендов, которым уже не стоит следовать?

Александр Матвеев: 

– В принципе, да. Такие стили можно использовать очень осознанно, решая какие-то локальные задачи. Тренд полигональных форм, популярный где-то с 2005-го года, очевидно сходит на нет, но есть технологические области, где его использование обоснованно. Или тренд на неоновые цвета, который не исчез совсем лишь потому, что где-то он используется уместно. 

Владимир Самойлов: 

– Когда мы проводили большое исследование трендов, одним из экстренных вопросов заказчика был обозначить тенденции, которые уходят. Лучше такие тренды не использовать, потому что актуальны они уже не будут, и продажи будут низкими. Такая информация с точки зрения маркетинга очень ценна. 

 

– Считается, что в Россию тренды приходят несколько позже. Вы делаете на это какую-то скидку?

Александр Матвеев: 

– Как правило, мы общаемся с компаниями, которые ориентированы на глобальный рынок. Здесь простая арифметика: никакой серьезный современный качественный продукт, ориентируясь только на российский рынок, сделать невозможно. 

Владимир Самойлов: 

– Иногда в дизайн-исследованиях есть задача проанализировать особенности российского рынка. Обычно это касается особенностей использования продуктов. Например, Екатерина Храмкова из компании Lumiknows  работала с несколькими такими проектами для Samsung и Danfoss, где задача была определить параметры локализации их продукции. Она одна из немногих, кто в России занимается очень близкими нам вещами – отслеживанием тенденций.

– Как Вы считаете, не противоречит ли само стремление быть в тренде инновационности продукта? 

Александр Матвеев: 

– Никак не противоречит. Инновационный продукт обязан быть в тренде, просто он должен быть в 10 раз лучше своих конкурентов. Нужна качественная порядковая разница. Одно из самых важных открытий, которые я считаю итогом нашего исследования, – четкое понимание того, что современный уровень развития технологий совершил скачок. Почему сейчас Uber хоронит по всему миру такси в старом понимании? Для потребителя все стало в 10 раз проще. Этому невозможно противостоять. Когда продукт в 10 раз упрощает людям жизнь – он сминает все барьеры.

Владимир Самойлов: 

– Не во всех трендах есть необходимость в инновациях, но инновационность – это в принципе самостоятельный тренд. Тренд «Ultra-Functional» весь построен на инновационности. Его суть заключается в том, что инструменты разработки и производства дают возможность относительно недорого сделать вещи, обладающие фантастическим уровнем потребительских качеств. Часто они не слишком заметно отличаются внешне — их отличия и возможности полностью раскрываются лишь в использовании. Это, например, уже известная сушилка для рук Dyson, кухонная посуда LakeLand, лазерные автомобильные фары, душ Nebia, зонт Sense и другие товары.

– Вы где-то выступаете с лекциями о тенденциях?

Владимир Самойлов: 

– Первая публичная лекция прошла в Москве на Винзаводе. Интерес был огромный – пришло более 350 человек, пришлось брать большой зал. Сейчас мы расширяем сотрудничество – открываем Институт исследования дизайна совместно с дизайн-критиком и историком дизайна Ольгой Косыревой и дизайнером интерьеров Натальей Мартыновой. С ними состоялась вторая лекция и намечается третья (в пространстве Quantum на Красном Октябре), с добавлениями трендов по цвету и интерьерам. 

В прошлых интервью мы уже общались с Владимиром Самойловым и Александром Матвеевым о консалтинге в дизайне, о конкурсах и мировых выставках. 

Текст: Кушаковская Мария

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие интервью

© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта