Никита Игоревич Явейн: «Бесконечный поиск вариантов, непрекращающееся исследование жизни во всех её проявлениях – самое интересное в архитектуре»:
Станислав Орехов: «Существуют две категории дистанционных проектов». Часть II
Об удаленном дизайне, разных типах заказчиков и перспективах дизайн-концептов.
– Скажите, Станислав, каким образом заключается договор на дистанционное оказание услуг?
– С этим вообще нет проблем. Сначала мы обсуждаем предложение, когда все согласовано – отсылаем по электронной почте свой типовой договор с приложением. Если клиента все устраивает, он подписывает, сканирует и посылает нам копию по Интернету, а вдогонку отправляет оригинал «Почтой России» либо службой экспресс-доставки. Мы получаем этот оригинал, тоже сканируем, отправляем ему копию по Интернету и потом пересылаем по почте сам договор. После этого, кстати, он может перечислять деньги, а может и заранее. Тут уже на доверии. Мы и с иностранцами так же работаем.
– Как Вы думаете, какие причины побуждают людей прибегать к услугам дизайнеров, которые живут за тысячи километров от них?
– Я вижу два серьезные причины. Причина номер один – это желание сэкономить: кажется, что по Интернету то же самое сделают дешевле. Я бы сказал, это несерьезная причина, потому что сэкономить здесь сильно не удастся: получив дизайн-концепцию, все равно придется впрягаться и дальше делать проект самостоятельно. Да, встречаются клиенты, которые готовы заниматься реализацией сами. Но в основном это те, кто первый раз сталкиваются с ремонтом и еще не понимают масштаб действий, точнее, масштаб бедствия. (Улыбается.)
Вторая категория – те люди, которые хотят получить лучшего специалиста. Бывает, что в родном городе просто нет хороших дизайнеров. В этом случае Москва, Питер, другие крупные города – возможные варианты выбора для заказчика. Была у меня такая история. Приехал в Москву человек из Казахстана. Снял отель на три дня, выбрал дизайнеров, проекты которых ему понравились, и пошел с ними встречаться. Я был уже третьим по счету. Ну, договорились, он решил со мной работать. Спустя какое-то время я его спрашиваю: «А почему вы решили искать удаленного дизайнера и почему меня выбрали?» Он отвечает: «Удаленно – потому что у нас не делает никто, нет людей, которые могут всем этим заниматься. И потом, мне нужно подобрать хорошие материалы, здесь у вас, в Москве, больше выбор, чем у нас». А на вопрос, почему выбрал именно меня, он сказал, что ему нужно свободное личное общение, чтобы не испытывать дискомфорта. Вот мы и сделали ему в Атырау двухуровневую квартиру бизнес-класса. Я туда всего два раза ездил: на обмеры и еще один раз.
– Станислав, вот Вы сказали, что существует два типа людей, которые заказывают удаленный проект: те, кто хотят сэкономить и те, кто хотят конкретного дизайнера. Если говорить о первой группе, что требуется от заказчика, чтобы взаимодействие привело к желательному результату? Можно ли сказать, что некоторые задачи, которые «в реале» решает дизайнер, в случае дистанционного сотрудничества приходится выполнять самому клиенту – например, делать те же обмеры квартиры?
– Я не считаю правильным перекладывать ответственность за какие-то вещи на заказчика, потому что он просто не умеет этого делать, а отвечать за результат – не юридически, так этически – в любом случае будет профессионал. Обмеры должны быть сделаны специалистом. Поэтому, когда мы делаем только концепт, мы не требуем присылать самостоятельно сделанные заказчиком обмеры. Достаточно плана БТИ и нескольких фотографий – чтобы оценить размеры и высоты окон. Я склоняюсь к тому, что если делать удаленно, то либо полный дизайн-проект, либо предупреждать, что будет примерный эскиз. И клиенту делегировать ничего не стоит, потому что, если не получится, он будет винить в любом случае вас. Поэтому заказчику совет такой: понимать ситуацию, делать правильный выбор, заказывать либо концепцию, либо полный проект, осознавая плюсы и минусы каждого варианта.
– Не ждать большего, наверное?
– Ну да. Если ты заказываешь булочку, не ждать, что тебе пирог принесут, то есть адекватно оценивать возможности и результат.
– А что входит в концепцию?
– Планировка, которая является основой любого дизайн-проекта, и трехмерные эскизы: либо сделанные от руки, либо фотореалистичные визуализации. Это базовая составляющая концепции, наглядно представляющая разработку дизайна. Далее идет расширенная версия, с подбором конкретной мебели и материалов, более детальная проработка различных аспектов. Концепция отличается от рабочего проекта тем, что она дает принципиальные схемы: люстра центрирована вот таким образом, камин располагается на данной оси – без деталей и конкретики, как общее видение элементов интерьера.
Понимаете, дизайн дизайну рознь. Есть архитектурный подход, когда дизайнер-архитектор в проектировании отталкивается от пространства, а есть декораторский подход – он за рубежом очень распространен, – когда дизайнер-декоратор «идет» от материалов, фактур, сочетаний цветов, форм мебели. Архитектуру он не трогает. И у тех, и у других есть клиенты, которые по своим предпочтениям соответствуют каждому из типов дизайнеров.
– Скажите, а как Вы оцениваете перспективность данной услуги в период экономического кризиса? Может ли дизайнер, благодаря удаленной работе, найти больше возможностей для развития в бизнесе, увеличить количество дизайн-проектов?
– Да, конечно. Я думаю, что будущее удаленного дизайна – как раз за концептуальными проектами. Это востребованный, перспективный подход, если осуществлять его правильно. Понимаю, что со мной могут не согласиться многие коллеги, которые скажут, что это не настоящий дизайн. Да, это не дизайн-проект в полном смысле слова. Мы всегда говорим, что концепт дает только понимание сути. Но если у клиентов есть потребность в понимании сути, значит, должна быть такая услуга. Я сам ее оказываю, наша команда ее делает, и, могу сказать, вполне успешно.
– И клиенты довольны?
– Да, конечно! А им это и нужно. Ведь как обычно бывает? Клиент вам говорит: «У меня есть отдельные идеи, чего я хочу, но никак не получается все это соединить в единое целое. Вы же дизайнер, нарисуйте мне!» Ты ему рисуешь, он доволен: «О! Как раз то, что я хотел!» Берет визуализацию и говорит: «С этой картинкой я пойду к строителю, пойду к чертежнику, пойду в магазин, я сам все подберу». Причем многим людям это интересно, они готовы сами всем заниматься, но им нужна отправная точка, идея, которую дает дизайнер.
Еще один момент, раз уж зашла речь об экономическом кризисе. Удаленный дизайн очень хорошо работает на зарубежную аудиторию. Я бы советовал выходить на иностранный рынок, договариваться с европейцами, с Ближним Востоком – например, находить клиентов в Дубае, в арабских странах – там с дизайном довольно плохо.
– Станислав, можно напоследок какое-нибудь напутствие начинающим коллегам?
– Не метаться в разные стороны, принимаясь за все сразу. (Улыбается.) Не искать какие-то волшебные способы: удаленная работа, антикризисные меры, импортозамещение. Если ты хороший профессионал, хорошо делаешь свое дело, то просто делай его, иди своим путем, обязательно рассказывай о нем, участвуй в конкурсах, делись с людьми в социальных сетях. Рано или поздно к тебе придут именно твои клиенты, которым будет нравиться то, что ты делаешь, и которые захотят работать именно с тобой. А там уже будет неважно, удаленно это или нет – все вопросы решаемы, если ты нужен клиенту. Так что, самое главное – найти свой путь, найти себя в деле. В этом, пожалуй, и кроется самая правильная рекомендация, как достичь успеха.
Начало интервью читайте здесь .
Комментарии