Никита Игоревич Явейн: «Бесконечный поиск вариантов, непрекращающееся исследование жизни во всех её проявлениях – самое интересное в архитектуре»:
Северное сияние в русском зодчестве
Интервью с Марией Уткиной – куратором выставки «ВОЗРОЖДЕНИЕ. Деревянные храмы Русского Севера» в рамках проекта Музея архитектуры им. Щусева «Русское деревянное. Взгляд из XXI века».
– Сейчас архитектор – одна из модных профессий, никак не связанная с миссией благотворительности. Каким образом Вам пришла в голову идея спасать деревянные храмы?
– Мы с друзьями съездили в экспедицию «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Русского Севера». Увидели, в каком безобразном состоянии пребывают изумительные деревянные храмы. Когда мы пробирались сквозь поле иван-чая выше человеческого роста, и потом вдруг перед нами предстал гигантский деревянный храм, которым гордится деревня Подпорожье, – это произвело сильное впечатление. Такой мощи, думаю, никто не ожидал.... Поражает, что реставрацией деревянного зодчества сейчас практически никто не занимается. Нас тронула эта ситуация, позже ставшая почвой для идеи сделать выставку в Музее архитектуры им. Щусева. Как сказал один замечательный митрополит Антоний Сурожский: «Пока мы пребываем в неведении, ничего не спрашивается с нас, но как только мы что-то узнали, мы отвечаем за то, как употребляем свое знание». Деревянные храмы – наше великое наследие. Думаю, мы призваны сохранить его.
Макет. Автор: Сергей Кантерин
– Русский Север, о котором рассказывает выставка, включает много разных земель (Архангельская область, Вологодская, Карелия). Есть у каждой свои отличительные архитектурные черты?
– Действительно, отличительные черты присутствуют. Однако часто деревни, которые находятся недалеко друг от друга, имеют схожий архитектурный стиль и пропорцию храма. Например, в Мурманской области, Карелии больше шатровых храмов, Архангельская область богата кубоватыми храмами, а ближе к востоку мы видим некую смесь: шатер венчают луковичные главки и крестчатые бочки. Но строгости в такой схеме нет.
– Для спасения деревянных храмов у Вас созданы специальные проекты?
– Для спасения деревянных храмов Севера есть несколько проектов, которые занимаются консервацией: «Общее дело», его создатель и руководитель – священник Алексей Яковлев, а также проект «Вереница» от фонда «Наследие Севера». Я не являюсь создателем специальных проектов, а скорее выступаю как волонтер.
– Как набирается команда волонтеров?
– Очень простая система. У каждого из проектов есть свой сайт. Они приглашают всех желающих принять участие в поездках на Север. Люди выбирают экспедицию, какая им наиболее подходит и записываются. Для этого нужно связаться с координаторами проектов www.obsheedelo.ru, www.verenitsa.ru , www.facebook.com/fondnaslediesevera.
Волонтерские работы
– Можно ли доверить работу реставратора добровольцам?
– Реставрацию – нет, мое личное мнение. Часто непрофессионалы могут навредить храму в виде неблагоговейного отношения или незнания. Например, красят храмы в ярко-голубой, зеленый, красные цвета и просто не понимают, что это наносит храму вред. Мне близко мнение замечательного художника Ивана Яковлевича Билибина, который в 1902–1904 гг. по заказу Этнографического музея поехал на Север с целью изучения деревянного зодчества. Интересно, что он пишет по этому поводу: «Состояние старинных церквей самое плачевное. Находясь в руках некультурных людей, они вандальски уничтожаются или искажаются «ремонтами» до неузнаваемости. К ним делаются пристройки самого неподходящего стиля, их грубо обшивают тесом и затем окрашивают в ярко белую краску, «чтобы походило на камень», отламывают галерейки, опоясывающие многие из них, уничтожают богатые высокие крыльца, а, например, в некоторых уездах Олонецкой губернии есть милый обычай оклеивать внутри старинные церкви (из которых многие относятся к самому началу XVII в.) дешевыми дачными обоями».
– У Вас есть список храмов, которым срочно требуется помощь? По какому принципу прокладываете Ваш архитектурный маршрут?
– Да, список есть. Маршрут экспедиций прокладывают руководители и координаторы проектов. Вот, например, на фотографиях представлен один из маршрутов поездки, который проложен вдоль реки Онега. Именно там сохранились особенно красивые жемчужины деревянного зодчества.
– Вы говорили, что сейчас «последнее время, кода еще эти храмы стоят». Как долго может существовать деревянный храм?
– Сейчас Музей архитектуры выпустил хорошую книгу « Русское деревянное. Взгляд из XXI века» Архитектура XIV–XIX в. Работа над этим изданием привлекла почти всех научных сотрудников музея и показала некоторые редкие архивные фотографии деревянных храмов. Например, церковь Воскрешения Лазаря в музее-заповеднике Кижи относится к концу XIV в. – из этого можно сделать вывод, что дерево при заботливом отношении может существовать более 600 лет.
Макет. Авто: Иван Земляков
– Как думаете, почему сейчас дерево становится таким популярным материалом у архитекторов?
– Если так, то очень хорошо! Может быть потому, что люди осознали, где скрываются истоки русской архитектуры, а может быть, просто, замучались жить в городе и жаждут творить из живого материала. В деревянном зодчестве можно черпать вдохновение преизобильно. Думаю, сейчас очень важно, чтобы в России были профессиональные архитекторы и реставраторы, которые будут с любовью работать с деревом, творя образцовую архитектуру.
– Вы сами архитектор. Скажите, удивляли ли Вас, как профессионала, какие-то особенности строения (структуры, конструкции) храмов?
– Да. Удивило мастерство наших зодчих, которые умели чувствовать пропорцию. Каждый храм как будто создан для той местности, где он построен. Удивило дерево, которое с течением времени приобретает очень красивый серый цвет и потом в пасмурную погоду храм сливается с сизым цветом северного неба. Также удивили формы, детали: кубоватые крыши, крестчатые бочки, небеса. Все это может быть богатым материалом для вдохновения в творчестве. Но главное, как мне кажется, это дальнейшее возрождение духовного и архитектурного наследия.
Комментарии