Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
6 июля 2017 г.

S-AR: «Архитектурные знания требуют ответственности»

Сезар Гуэрреро и Ана Сесилия Гарза – мексиканские архитекторы, основатели студии S-AR – рассказали BERLOGOS об архитектуре как языке, примерах лени в архитектуре, значении образования и исследования, современном обществе и формуле профессионального прогресса.

- Сезар и Ана, вы утверждаете, что архитектурный метод студии S-AR близок к языку, почему возникла такая аналогия?

- Мы сравниваем нашу работу с языком, потому что считаем, что язык выходит далеко за рамки фигур и форм. Это как слова, которые формируются визуальной символикой, но их истинное значение – в смысле, который они несут, а не в их внешнем виде. Для нас архитектура, до формирования определённого языка, – это сумма сообщений, оставленных каждым проектом. Можно сказать, что визуальной символикой архитектуры выступает использование того или иного материала: дерева, бетона, стали, кирпича и пр. Однако именно язык является мотивацией для использования и исследования материала в ходе проекта. Это отчуждается от таких понятий, как внешность, форма и фигура. Конечно, всё в архитектуре имеет форму, или, лучше сказать, формальную систему. Но в нашем случае это результат конструктивного исследования через материал. Мы действительно заботимся о том, чтобы представить в наших проектах убедительные и последовательные сообщения, транслирующие идеи. Всё это постепенно превращается в последовательность сообщений, которая объединяет все проекты и создаёт идею архитектурного языка.

Маленькая капелла из 1200 кирпичей. Автор: S-AR 

- Однажды вы сказали, что архитектура – это профессия, где нет места лени. Могли бы вы назвать несколько примеров лени в архитектуре? Что это, и как это может быть распознано?

-   Для нас архитектура требует высокого напряжения и строгости, поэтому мы думаем, что здесь нет места лени или индифферентности. Создание проектов, которые только решают проблемы, кажется нам проявлением лени. Разработка проектов, которые не имеют смысла или не порождают какие-либо знания во время или после их развития, также кажется нам примером лени. Мы считаем, что архитектура как инструмент должна использоваться, а не созерцаться. Архитектурные знания требуют ответственности. Создавать проекты, которые пытаются выйти за первые (поверхностные) слои общества и даже критиковать их. Что остаётся в этих поверхностных слоях  – мода, внешность, вкусы, нужды, политические потребности, – это то, что нам кажется необъяснимым без тщательного изучения, это самый простой способ, событие. Нет ничего сложного в том, чтобы делать что-либо наипростейшим образом или быть оппортунистом. Талант требует строгости и времени.

Институт Docet. Автор: S-AR 

- Считается, что архитектура всегда олицетворяет определённый социальный уровень, момент истории. Лично для вас, какие социальные коды и социальные конвенции архитектура представляет сегодня?

- В настоящее время мы видим архитектуру как отражение глобального общества, которое внезапно, благодаря широкому использованию интернета, пересеклось, реальности, полной противоречий, которая, очевидно, стала настолько противоречивой, что не знает, как этого избежать.

С одной стороны, у вас есть архитектура, которая отражает реальность, пытаясь её понять и постепенно преобразовать; с другой – проекты, которые, похоже, хотят оставить реальность и начать что-то с нуля, без истории, просто потому, что архитекторы не хотят тратить время, чтобы понять всё происходящее.

Для нас время – это что-то очень интересное, так как оно медленно и быстро меняет людей и общества. Вам нужно время, если вы хотите что-то преобразовать. То же самое происходит с архитектурой, вы должны понимать её медленно и растягивать во времени знания, которые она даёт. Нет необходимости создавать новинки, нужно создавать инновации, что не одно и то же. И пока это имеет смысл, потратьте время на их разработку. Давайте вспомним, что архитектура – это только одна часть жизни. Есть вещи, которые действительно важнее.

Это противоречит очевидному поиску всего, что происходит и приходит к нам быстро, что воспитывает это глобальное современное общество, которое ищет всё посредством новинок и зрелищ, потому что оно любит быть зрителем, туристом без ущерба реальности. Гораздо удобнее смотреть на реальность издалека, не выстраивая компромисс и не желая преобразовать её в определённый момент.

Шоурум Ofimodul. Автор: S-AR 

- Можете ли вы выделить некоторые проекты, которые можно было бы назвать приоритетными?

- Любой проект с целью зарождения знаний, которые впоследствии могут быть превращены в образование, является приоритетом. Образование преобразует общества, а не размер или масштаб проектов или зданий, не материалы, которые используются для их создания, или экономические системы, которые позволяют им появиться, или мода и внешний вид вещей и т. д. Это временные ресурсы. Что не является временным, так это цель, действительно полезная для достижения уровня знаний, который позволяет нам быть привязанными к природе и обрести наше собственное место в истории и в цивилизации.

Деревянный дом. Автор: S-AR

Проект Box House. Автор: S-AR 

- У вас есть проект Архитектурной школы в Монтеррее. Трудно ли было создать архитектуру для архитекторов? Лично для вас, какая архитектурная школа является идеальной?

- Это было предложение, которое мы сделали для ITESM, но не потому, что поступил запрос из института, а потому, что мы сами почувствовали необходимость улучшения возможностей школы, в которой мы проводили наши исследования. Проект логически включал пространства, которые раньше не существовали или не существуют даже сегодня, как часть архитектуры школы: лаборатории, более качественные общественные пространства или исследовательские возможности для преподавателей. Это предложение было придумать совсем не сложно, кажется, сложнее было заставить учреждение понять, что им действительно не хватает этих идей и пространств.

С каждым днём мы всё меньше верим в «школы архитектуры» и больше в людей, которые лично интересуются архитектурой. Мы считаем, что в конечном итоге архитектура создаётся людьми, а не школами. Отчасти потому, что в школах собирается большое количество людей, и поскольку все они имеют персональный багаж и разные впечатления, трудно получить некое единое восприятие, просто находясь физически в одном и том же месте. Пространство, очевидно, может помочь, но не полностью определяет, как люди думают или действуют. Вы можете изучать архитектуру, но её трудно преподавать. Каждый день мы видим больше школ, которые дают инструменты для разных процессов, используемых в архитектуре, и они учат тому, как их использовать, но это не гарантирует, что у людей будут критерии для их применения. Иными словами, нет школ, которые учат тому, как думать об архитектуре, или они есть, но их слишком мало, а большинство из них учат тому, как делать, а не как думать. В настоящее время в школах больше пространства для формирования отношений, нежели только знаний. Архитектурные знания больше не являются исключительными для «школ архитектуры». Теперь вы можете получить степень магистра или доктора философии в признанном университете архитектуры, а в итоге создавать смешные проекты, которые бесполезны для сегодняшнего мира; или в то же время быть самоучкой и действительно понимать, что эта дисциплина о вещах, которые преображают реальность, окружающую человека, этого Архитектора без надлежащего звания, который может и позже чему-то обучиться. Этот момент в истории фантастичен в отношении того, что такое знание и потенциал.

Архитектурный воркшоп 

- У вас много проектов жилых домов, а также проекты университета, библиотеки, обсерватории. Расскажите о наиболее интересных для вас аспектах в каждом из них?

- Для нас каждый проект – возможность изучать, экспериментировать и проводить исследования по интересующим нас темам: материальность, контекст, общество, медийная экономика, трансляция и изменение, время. Со всеми ними мы сталкиваемся именно с этим представлением. Иногда мы приближаемся к чему-то, а иногда ничего не происходит, это правда. Ясность бывает не всегда, но работа с определённой строгостью приближает вас к ней.

Конечно, типология жилья всегда будет одним из столпов архитектурных исследований, ведь она включает единицу, которая придаёт смысл нашим первым отношениям с пространством, – комнату.  Комната всегда имеет какое-то отношение к Дому, а он, в свою очередь, к участку, а тот к городу, а это уже связано с топографией и природой. Вот почему важно проводить и продолжать исследования жилищной типологии.  

Но, независимо от масштабов, типологии или существенности, важно иметь способность изменять масштаб идей и адаптировать их к условиям каждого проекта. Именно это обогащает опыт создания архитектуры.

2G House. Автор: S-AR

Обсерватория в пустыне. Автор: S-AR

Дом 9Х20. Автор: S-AR 

- Охарактеризуйте, пожалуйста, прогресс своей архитектурной практики в нескольких словах.

- Существует испанская поговорка: «Невозможно изобрести чёрную нить» (потому что она уже существует). Так вот, для нас: «Постарайтесь изготовить качественную ткань из чёрной нити».

72


Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие интервью

10 октября 2016 г.
© 2008—2017 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта