Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
5 июня 2017 г.

Рубен Аракелян: «Архитектору, который исповедует архитектуру как искусство, приходится искать баланс»

Архитектура – один из наиболее динамичных видов прикладного искусства. В создании архитектурных проектов сочетаются утилитарность и эстетика, инновации и классическая традиция, оригинальное авторское видение и чёткие заданные параметры.

Об особенностях развития мировой и отечественной архитектуры, создании собственного бизнес-проекта, творческом поиске и формировании оригинального архитектурного канона рассказал Рубен Аракелян, основатель архитектурного бюро WALL (совместно с архитектором Айком Навасардяном).

- Рубен, расскажите, как зародилась идея создания бюро WALL, какие основные принципы работы? 

- Архитектурное бюро WALL появилось в экономически слабый период в 2014 году как некий вызов эпохе. Мы пытаемся критически относиться к актуальному культурному контексту, исследуя его взаимодействие с локальными внутренними процессами. Подобная модель взаимодействия отразилась в наименовании архитектурного бюро WALL. WALL транслирует позицию архитектуры как синтеза внешнего с внутренним, дедуктивного мышления с индуктивным, единства глобального и локального,  аббревиатура W.A.L.L. расшифровывается как World Architecture Local Line. В одном из прочтений это стена или граница, как фундаментальный элемент архитектуры. Основными позициями бюро являются важность нематериального формирования материально-выраженной среды; принцип городской терапии как поиск баланса между «вторичной» и «первичной» экологиями; концепция минимальной пространственной интервенции, особенно актуальной в сегодняшнем экономическом поле. У нас сильно развита макетная культура, где мы оттачиваем тектонику, вес и пропорции будущего здания. 

- Архитектурное бюро W.A.L.L. – это олицетворение веры и мечты, которое соединяет трезвый прагматизм, техническое новаторство и сплочённый, дружный коллектив, нацеленный на работу для реализации общей цели. Какие есть приёмы / техники управления коллективом? 

- Важно дать миру определённое послание, которое как эхо материализуется в команде и работе последователей. Мы решили пойти на коммуникативный эксперимент, отказавшись от традиционной вертикальной иерархии внутри команды. Нам показалось интересным перейти на горизонтальный принцип взаимодействия – форум, где все архитекторы являются равноправными участниками процесса с равной степенью ответственности. 

- Философия, а частично и история бюро отражены в аббревиатуре W.A.L.L. (World Architecture Local Line). Здесь видение архитектуры проявляется в результате единения глобальных и частных процессов, проекцией или материализацией которых она выражается. Как Вы добились таких результатов и такого корпоративного вида? 

- Это отчасти продолжение давних измышлений в период написания кандидатской диссертации. В том время мне было интересно на системном уровне увидеть корреляции политических, экономических и технологических процессов, и среды обитания человека. Найти взаимосвязи между технологической революцией и, условно, шириной улицы, политическим режимом и планиметрической структурой города. Раскрытые мной тенденции и взаимосвязи заставили по-новому взглянуть на природу профессии. Интересно проследить законы, а возможно, и первопричины естественного и искусственного путей формирования среды обитания. 

- Вы защитили кандидатскую диссертацию, номинированную на Госпремию РФ в области науки и инноваций, вошедшую в шорт-лист 2013 года. Что помогает добиваться таких результатов? 

- Мотивирующий страх. Многочисленные истории мировых личностей от Александра Македонского и Наполеона, до современных кремниевых миллиардеров, которым не было и 26, когда они появились на страницах мировой истории, заставляют задуматься о твоей роли в жизни человечества. Всякий раз просыпаясь и задумываясь о том, что Наполеон в 24 года в звании генерала за 21 день освободил всю территорию Италии, а Марк Цукерберг в 26 лет заплатил налогов на 2 млрд. долларов, начинаешь себя спрашивать: а кто ты в 28 лет? Это очень мотивирует. И при этом как говорил Стив Джобс: «Если на рабочем месте Вы не можете протянуть ноги на стол, Вам надо задуматься о месте работы»! 

- Как в архитектурном бюро выйти на окупаемость и прибыль? Как быстро это удалось, с первого ли проекта? 

- Средняя рентабельность бизнеса 10%. Это способствует комфортному существованию за счёт собственных финансов без внешней докапитализации. Архитектурный бизнес отличает минимизация издержек. Нет необходимости закупать дорогостоящее оборудование. В основном это интеллектуальный капитал. Но в тоже время это цикл прогнозируемых ежемесячных расходов на заработную плату, аренду и налоги, составляющих порядка 50%, и непрогнозируемых доходов от выполнения услуг. В договорах, как правило, указывается оплата за этапы работ, а не ежемесячная оплата! Учитывая специфику профессии, где то или иное решение связано с эмоциями и настроением, сдача этапов порой выходит за рамки сроков, указанных в договоре.

Выживание возможно в условиях минимизации операционных расходов, в основном, за счёт снятий издержек по аренде в случае наличия собственного помещения. Увеличения сроков проектирования с приоритетом качества и запросом большей оплаты за это качество.

Архитектору, который исповедует архитектуру как искусство, приходится искать баланс. Тут на передний план выступает понятие качества, и только качества. Делая работу быстро, но плохо, вы рискуете тем, что все запомнят, что это было сделано плохо. Поскольку архитектурное высказывание в городе – это не картина или скульптура, которую можно убрать. За каждое архитектурное решение нужно нести ответственность. И за нелепое архитектурное высказывание невозможно оправдаться сроками. 

Павильон Департамента Информационных технологий г. Москвы 

- В 2015 году Ваше бюро стало лучшей развивающейся, молодой компанией России, которая активно публикуется в международной прессе. На Вашем счету около 120 реализованных проектов, в том числе такие значительные разработки, как ТПУ Павелецкая, жилые комплексы на территории, принадлежащей заводам ЗИЛ, «Серп и Молот», а также выставочные павильоны и прогулочные зоны «ЭКСПО» на ВДНХ. Вы являетесь лауреатами 12 конкурсов. Также Вашей заслугой является организация собственной выставки в Музее Архитектуры им. Щусева. В 2017 году компания W.A.L.L. стало представителем бренда FSB в России. Какие дальнейшие планы развития, чего хочется добиться? 

- Оттачивать профессиональное мастерство. Мы планируем выйти на международную архитектурную арену. Возможно, повлиять на ход и скорость вращения планеты Земля (улыбается). 

Павильон Департамента Информационных технологий на ВДНХ 

- Какие проекты запомнились наиболее всего и почему именно они? В работе преобладают государственные заказы или частные? Как Вы беретесь за дело? 

- Мы преимущественно занимаемся частными заказами, поскольку там, в большей степени, можно контролировать качество и меньше участников процесса. Невозможно сказать, что у нас есть незначимые проекты. Мы практически 100% проектов включаем в портфолио. При этом выбор проектов определяется человеком. Поскольку те или иные решения в профессии связаны в большей степени с эмоциями и личной симпатией, для нас важна химия отношений с адресатом. Отсутствие человеческих отношений проецируется на профессиональное непонимание. 

- Как Вы оцениваете архитектурную отрасль сейчас, и какие перспективы дальнейшего развития? 

- Мы наблюдаем переход от материальной составляющей к нематериальной. В основном предметов дискуссии служат городские пустоты и поверхность ЗЕМЛИ.

В условиях современной медиареальности количество стейкхолдеров (участников процесса формирования городской среды) значительно возрастает, это приводит к тому, что увеличивается количество субъектов в уравнении архитектуры. Создание и удачное внедрение новых субъектов в процесс образования среды обитания показали себя весьма перспективными в смысле создания нового архитектурного концепта. К примеру, рыночная экономика, политика и технология принесли знаменитому архитектору из Голландии Рему Колхасу премию Притцкера. Аналогичную премию получил Александр Аравена благодаря интеграции человека как основного интересанта и потребителя внутри среды обитания.

В результате, можно прогнозировать самостоятельное образование среды обитания вследствие «размытия» границ ответственности архитектора в пространстве количеством новых входящих факторов.

В контексте этих мыслей я думаю о том, что, может быть, в скором будущем, благополучное общество перестанет нуждаться в архитекторе. Вспоминая цитату Лео Холлиса в его работе «Город Вам на пользу» возникает спорный вопрос: будет ли дешевле построить здание Парламента из стекла для символизации и демонстрации открытости и ясности политической системы, или же добиться того, чтобы мэр города, подобно Кори Букеру в Ньюарке, расчищал снег вместе с жителями и помогал раскапывать машины из-под снега? 

Текст: Фирсова Кристина

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие интервью

© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта