Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
25 августа 2016 г.

Переходите на светлую сторону!

Константин Цепелев, эксперт по светотехнике и светодизайну, директор компании ARTLIGHT, приехал в Пермь из Санкт-Петербурга с просветительской (во всех смыслах!) миссией – рассказать о том, как освещение влияет на эмоции человека.

Встреча, инициированная салоном напольных покрытий DEKE, состоялась 4 августа в YOKE и собрала немало представителей пермского дизайнерского сообщества. Тема выступления вызвала у слушателей живой интерес, а журналу BERLOGOS захотелось задать Константину ещё несколько вопросов о возможностях света.

–Константин,  что включает в себя светодизайн?

 Функциональность и эргономичность, эстетику и энергоэффективность. Светотехнический проект должен быть безвредным, комфортным и соответствующим своему назначению. Скажем, если это ресторан, его посетители должны видеть, что едят, а повара – что они готовят.  

– Какие вопросы нужно задать заказчику, чтобы выполнить грамотный проект  интерьерного освещения?

Прежде всего, необходимо знать особенности помещения, с которым предстоит работать, собрать точную информацию по строительным и бюджетным ограничениям. Важно получить обратную связь от заказчика: в каком стиле планируется интерьер, какие есть пожелания по насыщенности света, как будет размещена мебель и т.д. Отмечу, мои заказчики – это, как правило, дизайнеры, но и они зачастую не знакомы с возможностями света. Так, управление освещением позволяет внести сценарийность, помогает сберечь электроэнергию и учитывает индивидуальные предпочтения потребителя. И, как ни странно,  почти не востребовано использование ориентирующей подсветки, которая устанавливается внизу, на уровне пола. Её можно использовать как ночной сценарий: такая подсветка помогает ориентироваться в темноте и при этом, в отличие от верхнего света,  не слепит глаза и не позволяет окончательно проснуться. Кроме того, есть ещё световые плинтуса, которые, помимо ориентирующей функции, придают интерьеру воздушность и графичность. В ходе опроса, который я проводил среди менеджеров по продажам освещения в разных компаниях, выяснилось, что многие потребители недооценивают удобство торшеров, большинство предпочитает идти самым лёгким путём – ограничиваются люстрой посреди комнаты… Впрочем, и к выбору люстры нужно подходить с умом.

–Константин, Вы упомянули сценарийное освещение. В каких помещениях его рекомендуется использовать?

Одна из самых многофункциональных зон, если речь идёт о квартире, – это гостиная.  Здесь мы смотрим телевизор, читаем, обедаем, встречаемся с друзьями, играем в настольные игры, проводим мероприятия и т.д. Для каждой формы досуга можно подобрать свой удобный сценарий. Хотя сценарийность уместна везде, даже в ванной. Так, для того чтобы взбодриться утром и расслабиться вечером требуется, как минимум, два сценария.

– Всегда ли световой дизайн подстраивается под интерьер, или возможна обратная ситуация? 

Конечно, свет привязан к меблировке, к архитектурным особенностям, размещению дверей и окон, высоте потолков, географическому положению.  Скажем, в Петербурге и в Сочи совершенно разное естественное освещение. Поэтому с нуля начинать заниматься освещением в интерьере невозможно. Но неправильно и  заниматься светом в самом конце. Работа над интерьером и над светом должна проводиться параллельно, а продумывать освещение желательно на самых первых этапах, начиная с разработки самой концепции интерьера.

–Как свет влияет на восприятие интерьера?

­Всё что мы видим – это всего лишь свет, отражённый от поверхности.  Поэтому свет может как преобразить, так и испортить интерьер. При неправильном размещении и некорректном подборе источников света человек может чувствовать себя некомфортно в помещении. Предметы интерьера, претендующие на то, чтобы стать акцентными, могут поблекнуть. В зависимости от горизонтального или вертикального расположения световых линий, геометрических рисунков дизайнер может визуально расширить или сузить пространство. С помощью света можно приподнять или, наоборот, визуально понизить потолок. Об этих приёмах, я думаю, знают абсолютно всё.

– Константин, какие заблуждения по использованию света есть у дизайнеров широкого профиля?

Пожалуй, самым неоднозначные оценки даются светодиодам. Одни считают, что они вредны, другие – будто, напротив, полезны и даже  являются источниками вечной молодости. Сам я отношусь к светодиодным источникам света положительно, хотя подчеркну, при работе с оборудованием (с любым оборудованием)  нужно понимать его назначение,  области применения и правила использования.  Иначе можно столкнуться с неприятными  эффектами и от использования светодиодов: они могут слепить и пагубно воздействовать на зрение или мерцать, рано или поздно могут выйти из строя блоки питания.  На мой взгляд, светодиоды – перспективный и, при сочетании всех качеств,  лучший источник света, но и у него тоже есть срок годности.

– А какие ошибки допускают дизайнеры при работе со светом?

Хотя это, казалось бы, на поверхности, некоторые не понимают, что в душевой кабинке нужно использовать влагозащитные светильники. В противном случае есть риск короткого замыкания. Часто допускаются ошибки по расположению светильников: так, точечные светильники в спальне иногда устанавливают на уровне подушек, что очень некомфортно в использовании. Иногда нарушаются пропорции: в маленькую комнату вешают гигантскую люстру и т.д... Ошибок, на самом деле, много. Как правило, они связаны с незнанием особенностей работы оборудования, эффектов, и правил «игры» со светом. Повторюсь, мало кто использует освещение по полной: в проектах отсутствует комбинирование разных типов освещения, сценарийность.  Своим клиентам я всегда говорю: возможности освещения  очень обширны, просто надо знать, что может свет, и уметь с ним работать.

– Константин, какие тенденции сейчас актуальны в сфере светового дизайна? 

Сейчас в моде минимализм, в некотором смысле даже обезличивание – тонкие линии, скрытый свет.  С другой стороны, именно сейчас роль света возрастает. Так, обыгрывание простых, минималистичных интерьеров зачастую осуществляется за счёт световых решений: световых щелей, полос, скульптур и т.д. (а не лепнины, как это было в классических интерьерах). С помощью тех же самых светодиодов, которые являются компактными источниками, можно создать разнообразные эффекты. Кроме того, в моду вошли цветовые решения в использовании света: даже оборудование и корпуса ламп становятся цветными. Цветовые решения в интерьере подчеркиваются и с помощью света. Обо всех этих тенденциях речь шла на выставке во Франкфурте, которую наша компания посещала в этом году.

–А какие новые технологии появляются в сфере светодизайна?

Появились технологии по изменению света: это меняющая спектр и интенсивность подсветка. Она удобна не только в квартирах, но и в общественных помещениях. Например, такую подсветку можно использовать в ресторане, где требуется разное освещение в зависимости от времени суток. Если сказать кратко – все новые технологии можно объединить под термином «интеллектуальный свет».

– Константин, с какими брендами Вы предпочитаете работать?

Их перечислять можно очень долго. Если говорить о декоративном свете, сейчас очень популярны американские бренды в стиле лофт или ар-деко, а также скандинавские, отражающие минимализм и эко-стиль.  В техническом свете я, как и прежде, – приверженец немцев  и итальянцев, и, конечно же, отдаю предпочтение светильникам собственного производства –ARTLIGHT.

– На Ваш взгляд, могут ли отечественные производители изготовить продукты того же качества, что и импортные?

Что касается декоративного освещения, попытки создать такие продукты есть, но их можно пересчитать по пальцам. Дело в том, что у нас нет истории светодизайна, нет стекольных производств, совершенно не развито металлопроизводство (за исключением чёрного металла). Те, кто занимаются стеклодувным производством, отмечают, что у нас нет необходимого сырья, его приходится заказывать из Европы. Такие сложности сильно тормозят развитие отечественной декоративной светотехники. Если говорить о техническом свете, то да, такие изделия существуют, и они конкурентоспособны.

– Константин, в чём особенности уличного освещения?

Когда мы говорим об уличном освещении дорог и тротуаров, важна не столько эстетика, сколько безопасность и комфорт для пешеходов и водителей. В ландшафтном освещении первостепенной задачей является подчеркивание ландшафта, в архитектурной подсветке существует много особенностей и нюансов. Если речь о классическом фасаде, главное, сохранить его облик таким, какой он есть, для современной фасадной истории уместно добавить динамику и цвет.

– Обращаете ли Вы внимание на освещение в других городах и в других странах. Какие примеры удачного  и неудачного освещения Вы можете привести?

Конечно, только на него и обращаю внимание! Подсветка – это визитная карточка города, но, к вопросу об удачном или неудачном освещении:  хорошо, если оно вообще есть.  В России и в странах СНГ  немало городов, которые совсем не освещены ночью. В Минске, например, подсветка выполнена в очень странном стиле, она совсем провинциально простая и незатейливая.

Исторически Петербург хорошо освещён. Правда, не все работы мне нравятся. Например, подсветка «Авроры»  кажется пятнистой:  очертания крейсера даже не просматриваются… Я бы сделал более задевающий свет.

Московская подсветка отличается от классической и единообразной питерской. Находясь на одной московской улице, можно увидеть классическую подсветку, а рядом здания в синем, жёлтом цветах… как новогодняя ёлка. Такая эклектика в принципе присуща Москве, но мне ближе сдержанность Петербурга, выдержанность  стиля.

– Константин, Вы приехали в Пермь с лекцией о влиянии света на эмоции. Поделитесь любопытными открытиями в «светопсихологии». 

Как и всё живое, люди тянутся к свету. Искусственный свет, который мы создаём, является повторением естественного солнечного света. Поэтому многие вещи мы понимаем интуитивно. Привлечь внимание можно, например, с помощью контрастного, интенсивного света. Очевидно, что тёплый свет создаёт уют в квартире, расслабляет, а холодный – стимулирует активность, и поэтому он более предпочтителен в офисе. Вы обращали внимание на то, что рыбные прилавки в супермаркете всегда освещены холодным светом? А это потому, что холодный свет, кроме того, создаёт ощущение свежести. При освещении искусственного камина впечатление тепла будет создаваться только в том случае, если он подсвечивается тёплым светом. Кстати, визуально холодный свет воспринимается ярче, чем тёплый, поэтому многие выбирают его. Но, как бы там ни было, свет измеряется не ощущениями, а, прежде всего, физическими характеристиками.

Читайте также:

Архитектурное освещение

Светодиодные композиции в интерьере

DelightFULL: искусство света от Диого Карвальо

Дэвид Гроппи: «Я много работаю над концепцией идеального света»

Текст: Беломестнова Анастасия

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие интервью

© 2010—2024 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта