Никита Игоревич Явейн: «Бесконечный поиск вариантов, непрекращающееся исследование жизни во всех её проявлениях – самое интересное в архитектуре»:
Олег Юнаков: «Архитектор Иосиф Каракис»
IT-архитектор, исследователь истории и архитектуры Киева, автор статей и прекрасно систематизированной книги «Архитектор Иосиф Каракис» рассказывает BERLOGOS о значимом украинском архитекторе, актуальности его наследия, а также о процессе создания труда.
- Олег, почему Вы выбрали в качестве главного героя своей книги именно Иосифа Каракиса? Чем эта фигура Вас заинтересовала? Что стало отправной точкой?
- Создание книги стало одним из звеньев цепочки различных событий. Мне была любопытна история украинской архитектуры и важно сохранение информации о прошлом Киева, и в течение нескольких лет я читал об этом, а затем стал создавать статьи в Википедии. Дополнил и статью об Иосифе Каракисе. Изначально я знал только, что он построил Художественную школу, ставшую впоследствии Национальным музеем истории, Дом Офицеров и пару школ. Чем больше находил информации, тем сильнее осознавал, насколько много писали о его работе, и насколько плодовитым был зодчий. Также я увидел, что тема и ныне представляет интерес (каждый день статью в Википедии посещали десятки человек). Из-за того, что у меня был доступ к семейному архиву Иосифа Каракиса, однажды я посчитал, что было бы очень обидно, если данный архив пропадёт. И тогда у меня родилась идея на основании сохранившейся информации создать книгу о жизни и творчестве архитектора. А раз уж делать, то подойти к этому нужно основательно – поискать дополнительную информацию, найти людей, с ним знакомых, и попытаться раскрыть тему.
Книга «Архитектор Иосиф Каракис»
Автор Олег Юнаков и рецензент Н. М. Дёмин
Олег Юнаков подписывает книги
- Как Вы думаете, актуально ли творчество Каракиса сейчас? Чему современным архитекторам стоит у него поучиться?
- На мой взгляд, об актуальности творчества И. Каракиса может косвенно говорить то, что в Киевском национальном университете строительства и архитектуры каждый год в феврале-марте в рамках лекций по украинской архитектуре и искусству ХХ века о его творчестве читает архитектор Т. Ладан, а академик Е. Рейцен планирует работать с объектами И. Каракиса как составляющей его курса «Основы туризмоведения». Проекты И. Каракиса за последние годы не раз были продемонстрированы на выставках (к примеру, в феврале 2015 года на выставке «Надстройка», в ноябре 2015 года в Национальном музее истории Украины). Архитектор С. Бабушкин в 2003 году, в бытность главным архитектором Киева, отмечал: «Архитектора Иосифа Каракиса обвиняли в своё время в украинском национализме. Сейчас его здания, выполненные в стиле классицизма, являются учебными пособиями для архитекторов всего мира».
Об актуальности творчества может говорить и то, что многие профильные организации в Украине чтят память И. Каракиса, в прошлом году уже даже начал подниматься вопрос о переименовании в его честь одной из киевских улиц. Такие значимые организации, как Национальный союз архитекторов Украины, Институт проблем современного искусства от Национальной академии искусств Украины, Еврейский форум Украины, ТАМ Архитектор Гершензон, Посольство Узбекистана в Украине, Архитектурный факультет Киевского национального университета строительства и архитектуры – все подали ходатайства о присвоении улице имя Каракиса. Однако первая попытка пока не увенчалась успехом по вине С. Белоконя, И. Мельника и «пятой графы», как рассказали присутствующие на собрании.
Посол Узбекистана в Украине Алишер Абдуалиев с книгой «Архитектор Иосиф Каракис»
Если говорить о том, чему можно поучиться у И. Каракиса, то впору привести слова доктора архитектуры Юрия Асеева (1917–2005): «Я считаю, что архитектор не имеет права строить в Киеве, если он не решил его формулу. Это непонимание города, непонимание окружающей среды. В формулу города входит очень многое – не только среда, а всё: и воздух, и история, и рельеф, всё, что делает Киев киевским. И если архитектор эту формулу не решил, – у него ничего не получается… Иосиф Юльевич сумел найти эту формулу, сумел её решить, сумел сделать своё творчество киевским!» А Народный архитектор Украины Юрий Худяков отмечал, что «здания Каракиса можно и нужно изучать с точки зрения плана, пластики, силуэта, материала».
Презентация в Главной архитектурной библиотеке Киева
Презентация в Парламентской библиотеке Киева
- Каково современное отношение к объектам Каракиса в Украине? Каково их состояние на данный момент: нуждаются ли они в реставрации, ремонте?
- Однозначно сказать по поводу отношения современной Украины ко всем объектам И. Каракиса сложно. С одной стороны, некоторым зданиям больше повезло в независимом государстве, чем в советское время. Во времена СССР был разрушен недостроенный Еврейский театр, и это произошло до ВОВ, после войны с жилого дома по Георгиевскому переулку, 2 по прихоти правительства сняли изящную башенку со шпилем, которая дополняла вид Софийского собора и которую приняли за культовое сооружение. В доме №2 на улице Золотоворотской (ул. Рейтарская, 3/2) в 1967 году был надстроен этаж, замурованы ниши.
Фасад здания со стороны ул. Золотоворотской. Архитекторы И. Каракис, А. Добровольский
Из значимых искажений зданий И. Каракиса после обретения Украиной независимости можно отметить жилой дом по ул. 25 Октября (ныне ул. Институтская), 15-17, ставший памятником архитектуры, на котором в 2002 году, нарушив закон, надстроили два этажа, испортившие пропорции здания и изуродовавшие изящный угловой эркер. В домах № 3 и 5 по ул. Январского восстания (ныне ул. Ивана Мазепы) застеклены лоджии. А фрагмент дворового фасада Центрального Дома офицеров Вооружённых Сил Украины не красился со времени постройки.
Жилой дом по ул. 25 Октября (ныне ул. Институтская), 15-17, до надстройки
Жилой дом по ул. Институтская, 15-17, после надстройки. 2011 год
Центральный Дом офицеров Вооружённых Сил Украины в 2012 году. Фото: Олег Юнаков
Экспериментальная школа № 5 в Донецке (Школьный бульвар, 5) и её уникальные мозаики находятся в очень плачевном состоянии. Очень хочется надеяться, что в том регионе опять будут мир и процветание, и тогда, возможно, дойдут руки и до реставрации школы и её мозаик.
Общий вид школы № 5
Не менее важно, что есть и положительные примеры сохранения объектов, среди которых Национальный музей истории Украины, ресторан «Динамо» (правда, с утраченными интерьерами), Детский садик № 1 «Орлёнок». Кстати, с сохранением наследия И. Каракиса на примере этого садика произошла почти детективная история. В лихие 1990-е директора этого учреждения активно пытались подкупить и запугать, чтобы она помогла киевской мэрии продать заведение в частные руки. В декабре 2008 года, вопреки желанию прокуратуры, садик перевели с баланса района на баланс города, а в 2009 году его почти продали. Садик защищали всеми силами, и в марте 2009 года горсовет отменил приватизацию детсада, поэтому он и до нашего времени служит на благо ребятишек.
Художественная школа, ставшая впоследствии Национальным музеем истории Украины, в 2012 году. Фото: Олег Юнаков
В итоге, мне кажется, в последнее время тенденция всё же больше положительная, чем отрицательная.
- Стоит ли сегодня перед объектами Каракиса вопрос ревитализации, изменения программных функций?
- На мой взгляд, такой проблемы нет, и большинство объектов И. Каракиса смогли сохранить свой изначальный профиль, правда, есть и исключения. Из прошлых лет можно отметить, что после ВОВ в здании Первой экспериментальной украинской художественной спецшколы для одарённых детей разместили Национальный музей истории Украины. И, конечно, интерьер и большие окна изначально были предназначены для школы, а не музея. В наши дни – гостиница «Украина» в Луганске, которая, по словам директора Музея истории и культуры города Луганска Ольги Приколоты, долгие годы является визитной карточкой города, требует ремонта, и малопонятно, будет ли она ещё использоваться для изначальных нужд.
Детский сад № 1 „Орлёнок“ в 2012 году. Фото: Олег Юнаков
- Иосиф Юльевич в начале своего творческого пути был художником Винницкого губполитпросвета, членом комиссии по охране памятников искусства и старины, поступил в Киевский художественный институт и работал театральным художником. Под влиянием друзей-архитекторов и Я.А.Штейнберга перешёл с третьего курса на первый курс архитектурного факультета. На Ваш взгляд, какую роль любовь к живописи, рисованию, сценографии сыграла в его становлении как архитектора?
- Мне трудно сказать, насколько любовь к живописи повлияла на становление архитектора, но полагаю, что всё же любовь к созданию архитектурных форм оказалась сильнее (улыбается). Из воспоминаний, которые я читал, очевидно, что звание зодчего Иосиф Юльевич считал для себя самым главным. Однако любовь к живописи И. Каракис сохранил – до последних своих дней продолжал писать картины. Он ценил хороших художников и выделял замечательных художников среди архитекторов. К примеру, на одной из выставок живописи архитектора Осипа Кривоглаза Каракис написал в гостевой книге: «Дорогой Осип Борисович! Поражён Вашим талантом – мастерством художника живописца. Редко бывает, чтобы архитектор по профессии обладал таким даром».
Иосифу Каракису всегда было важно, чтобы созданные им строения не нарушали гармонию, он создавал макеты зданий и ставил их на своём садовом участке, оценивая, как объекты вписываются в ландшафт. Членство в комиссии по охране памятников тоже, полагаю, сыграло определённую роль, так как, судя по различным сохранившимся материалам, он очень трепетно относился к созданному до него, защищая не только сооружения, но, порой, даже фундаменты. К примеру, в 1936 году И. Каракис разработал проект здания первой в УССР Художественной школы им. Т. Шевченко, для которой предназначалась площадка на ул. Ленина (ныне ул. Богдана Хмельницкого). Перед началом строительства без согласования с архитектором проект школы было решено перенести на место, где остались фундаменты Десятинной церкви. После отказа И. Каракиса размещать там объект, ему сказали, что, если так, то по его проекту там поставит эту же школу другой архитектор. И тогда Иосиф Юльевич перенёс проект рядом с остатками церкви и всё же смог сохранить её фундаменты.
- Преподаватель Иосифа Юльевича – академик А.М.Вербицкий – однажды произнёс фразу: «Профессия архитектора – стиль жизни, где нет второстепенного, – всё главное». Позже это стало профессиональным девизом архитектора. В чём это нашло выражение, на Ваш взгляд?
- И. Каракис при проектировке здания подходил в первую очередь к рассмотрению вопроса его уместности в выбранном участке, как наилучшим образом можно вписать постройку в силуэт города, чтобы они стали единым целым. К примеру, при изучении материала для книги по строительству гостиницы «Октябрь» мне было интересно узнать, что перед постройкой гостиницы Иосиф Юльевич делал много зарисовок местности. Он рисовал наброски одноэтажных домиков в округе. А потом я заметил, что в орнаментах интерьера зодчий использовал элементы, схожие с орнаментами народного творчества, которые были на ставнях этих домиков. Ему было важно сделать здание не только частью, но и полноправным участником окружающей среды. А затем архитектор работал над выбором объёмно-планировочного решения, используя новаторские идеи, и подбирал подходящие материалы для реализации задумки.
Зарисовка домиков в районе строительства гостиницы «Октябрь». И. Каракис. 1941 год
Вообще, элемент новаторства в творчестве И. Каракиса виден на протяжении всех лет его работы. Оно присутствует не только в первых индивидуальных проектах зданий, но даже и в типовом проектировании школ (экспериментальные проекты, которые впоследствии становились типовыми). Новшества в творчестве зодчего сохранились и в последние годы, когда Иосиф Юльевич работал над проектами жилища ближайшего будущего. В эти года его идеи очень сильно опережали многое из того, что тогда реализовывалось в СССР.
- Какие ещё значимые примеры введённых Каракисом архитектурных новшеств Вы могли бы привести?
- Одним из излюбленных подходов Каракиса было использование секций с большими лестничными клетками, освещёнными верхним светом. В данном случае новое – забытое старое, киевские лестницы такого вида были в досоветские времена составляющей некоторых доходных домов, а в советское время их возродил Каракис. Кроме этого, в 1948 году он опубликовал результаты своих исследований целесообразности использования верхнего света на лестничной клетке. Также И. Каракис смог сэкономить пространство, сдвинув уровни пола по разные стороны от лестницы на пол-этажа.
В 1930–1940-е гг. И. Каракис проектировал жилые дома галерейного типа, которые им изначально предназначались для южных районов, но были реализованы и в Киеве, а для Киева это была уникальная архитектура. Проект получил премию, и, по мнению архитектора М. Костанди, имел удачную планировку, с жилыми комнатами, хорошо изолированными от кухни и санузла, квартиры были обеспечены сквозным проветриванием. Планировка экономила около 15 % средств стоимости здания, а затраты на отопление и другие эксплуатационные расходы оказались значительно меньшими, чем в секционных домах, расположенных рядом, более того – стоимость квартир была на 17 % ниже стоимости секционных.
Планировка квартир для застройки массива Батыева гора. Архитектор И. Каракис. 1976 год
Много новаторских идей было реализовано в укрупнённых школах, к примеру, в школе № 5 в Донецке. В них архитектурные решения способствовали не только лучшему обучению, но и поддержке здоровья. Восемь одноэтажных павильонов с внутренними двориками не требовали от учеников подъёма по лестницам, а дифференцированный режим занятий способствовал более рациональному обучению детей различных возрастных групп. Отдельные дворики предотвращали распространение инфекционных заболеваний между группами, квадратные классы с окнами на всю стену делали освещение класса более равномерным.
План школы № 5 и привязка к местности
И. Каракис предложил проекты комплекса кооперирования двух школ, где автономные учебные корпуса каждой школы включают полный набор учебных помещений, а в общем для двух школ блоке размещены актовый и спортивный залы, столовая, библиотека и учебные мастерские. Из-за объединения двух школ появилась возможность без дополнительных расходов создать плавательный бассейн и помещения для кружков. Кроме того, экономилось около 15 % территории, а эксплуатационные качества не только не уменьшились, а улучшились за счёт единого большего спортивного ядра вместо отдельных меньших спортивных помещений. Одним из примеров является комплекс школ № 24 и 42 в Луганске.
Фрагмент комплекса школ № 24 и 42 в Ворошиловграде (ныне Луганск). 1970-1980 гг.
Даже в последние годы Иосиф Юльевич продолжал создавать новаторские идеи с аркологическим подходом. Журналист Д. Громов отметил: «Иосифа Каракиса без преувеличения можно назвать несостоявшимся киевским Гауди. Его эскизы 1970-х годов – воистину феерическое видение столицы с вавилонскими башнями и висячими садами, приближающими жителя города к природе».
Аркология. Эскиз использования гористой местности под застройку домов башенного типа. И. Каракис. 1977 год
- Интересно, что стадион «Динамо» считается парафразом знаменитого «Дома над водопадом» Ф.Л. Райта, архитектора, которого Каракис искренне почитал, хотя на самом деле райтовский дом был построен на год позже «Динамо». Лично для себя, как Вы объясняете этот любопытный эпизод?
- Если я не ошибаюсь, то первым данный эпизод заметил академик архитектуры Б. Ерофалов. Предполагаю, что схожесть возможна за счёт основных элементов, которые использованы в обоих проектах (ленточные окна, формы, обкладка камнями и прочее). И. Каракис интересовался творчеством Ф. Райта и вдохновлялся его прежними работами. Полагаю, что Б. Ерофалов видел рисунки И. Каракиса, сохранившиеся в архиве и выставлявшиеся на выставках, в которых автором нарисован ресторан «Динамо», утопающий в зелени холма. И хоть ресторан построен в формах конструктивизма, но он также может относиться к органической архитектуре за счёт естественных материалов, органичного вписывания в окружающий ландшафт и прочих факторов. Так же, как Ф. Райт был против выделения здания из окружающей среды, так и Иосиф Каракис всегда придерживался связи сооружения и местности.
Ресторан «Динамо». 1950-1980 гг.
- Конечно, архитектор Каракис работал во времена СССР, но можем ли мы говорить, что ему удалось сохранить и передать идентичность, характерные черты национальной украинской архитектуры в проектах жилых комплексов или социально-культурных учреждений?
- К сожалению, с однозначностью говорить, что ему удалось сохранить и передать характерные черты национальной украинской архитектуры, нельзя. Тому, что он неоднократно всеми силами пытался это сделать, есть множество подтверждений. А вот насколько это в итоге получилось.… Приведу два примера, один из которых окончился неудачно для здания, а второй – неудачно для самого архитектора.
После войны командование Киевского военного округа предложило И. Каракису осуществить восстановление разрушенного военными действиями здания жилого дома КВО по Георгиевскому переулку, 2, которое было построено по его проекту. В архитектуре фасада зодчий применил элементы украинского барокко, фасад был украшен масками работы Каварелидзе, а композиция здания завершалась ажурной башенкой, которая композиционно удачно была связана с колокольней Софии Киевской. Однако одобренные на заседании 18 июня 1951 года тематические горельефы и башня оказались утрачены. Сначала из проекта убрали горельефы, а затем в Киев приехала польская делегация с Вацлавом Гомулкой, который полюбопытствовал, что за церквушка на здании. После этого гармонирующую с Софийским собором башенку разобрали и, несмотря на сохранившиеся чертежи до наших дней, к сожалению, пока не восстановили.
Дом по Георгиевскому переулку № 2 до снятия башенки, вид с улицы Владимирской. 1950-е годы. Из расформированного архива НИИТИАГ
Другим примером можно назвать построенную после войны, ранее упомянутую мной гостиницу «Октябрь» (ныне «Украина») в городе Ворошиловград (теперь Луганск). В наши дни эта гостиница получила статус памятника архитектуры, а после постройки за использованные элементы украинского барокко И. Каракиса обвинили в украинском буржуазном национализме и в космополитизме. За это его сократили с преподавательской деятельности в Киевском инженерно-строительном институте (ныне Киевский национальный университет строительства и архитектуры). Не помогли ни протесты студентов, ни написанное в защиту преподавателя письмо, подписанное 13 учениками и получившее название «письмо тринадцати» (руководил сбором подписей украинско-американский архитектор-художник М. Будиловский). В итоге черты национальной украинской архитектуры в здании сохранились, а преподавательская должность, на которой архитектор был двадцать лет – нет.
Гостиница «Октябрь» в Ворошиловграде. 1957 год
- Функционирует ли сейчас «Соцгород», построенный И.Ю. Каракисом в Кривом Роге? В чём его преимущества и особенности?
- Насколько мне известно, жилой массив «Соцгород» в Кривом Роге сохранился. Особенности района нужно рассматривать в контексте эпохи, в которую он проектировался и строился. А было это с 1933 по 1934 год, когда И. Каракис и П. Юрченко реконструировали и достраивали дома, возведённые по проекту В. Троценко двумя годами ранее, а также улучшали и значительно расширяли новый жилой массив «Соцгород». По проектам И. Каракиса и П. Юрченко были возведены торговые здания для завода «Криворожсталь», построены жилые дома, клубные здания, больница, детские учреждения. В то время всего этого не хватало в развивающемся районе города. Архитекторы и исследователи считают проекты «Соцгорода» Каракиса удачными. К примеру, автор генплана Кривого Рога 1960-х годов А. Рапопорт всегда положительно выделял «Соцгород» И. Каракиса относительно других советских «Соцгородов»; а О. Коцарев в статье 2014 года «Идеальные города, не ставшие реальностью» упоминает, что большинство «Соцгородов» деградировало, но не в Кривом Роге. Здесь сохранились «человечные, баухаузные конструктивистские дома», построенные по проекту Каракиса.
Первые 4-этажные дома нового посёлка для рабочих «Соцгорода». 1935 год
- Вы пишете о том, что «часть из запроектированного архитектором, особенно в последние годы, ему не удалось реализовать. А жаль, так как были очень интересные разработки». Какие из них лично Вы бы особо отметили, выделили?
- Мне были интересны проекты, которые вошли в сборник «Жилище ближайшего будущего» под авторством Каракиса, вышедший в институте НИИТИАГ в 1977 году. Примечательно было то, что каждый из проектов был по-своему уникален. Жилые дома с квартирами в двух уровнях и выносными балконами, дома с открытыми террасами-переходами, квартиры в двух уровнях с лестницей и за стеклом – переходом-террасой, жилые дома террасного типа. Однако чтобы понять, о чём речь, наверное, всё же лучше увидеть иллюстрации в сборнике или в вышедшей книге.
Планировка квартир для застройки массива Батыева гора. Архитектор И. Каракис. 1976 год из сборника «Жилище ближайшего будущего», К. НИИТИАГ, 1977
- На Ваш взгляд, сохраняется ли каким-то образом наследие Каракиса в работах современных украинских архитекторов?
- Трудно сказать. Как я ранее упоминал, Иосиф Юльевич в течение двух десятков лет преподавал в КИСИ (ныне Киевский национальный университет строительства и архитектуры). Среди его учеников были такие архитекторы, как доктор архитектуры Юрий Сергеевич Асеев, заслуженный архитектор УССР Вадим Иванович Гопкало, доктор архитектуры Борис Михайлович Давидсон, директор НИИТИАГ (1981–1988) Владимир Петрович Дахно, главный архитектор Киева (1950–1955) Анатолий Владимирович Добровольский, главный архитектор Киева (1981–1987) Валентин Иванович Ежов, профессор Авраам Моисеевич Милецкий, заслуженный архитектор Украины Юрий Аврамович Паскевич, доктор архитектуры Виктор Владимирович Савченко, профессор Генрих Иосифович Фильваров, заслуженный деятель искусств Украины Юрий Иванович Химич, Виктор Васильевич Чепелик, народный архитектор УССР Наталья Борисовна Чмутина и многие, многие другие. Полагаю, что косвенно школа И. Каракиса сохранилась в работах его учеников. С уверенностью могу сказать, что архитектор Григорий (по документам – Георгий) Лазаревич Калюжнер в интервью рассказывал, что не раз вспоминал то, что преподавал ему И. Каракис, вторил ему и архитектор Арон Аронович Блайвас.
Комментарии