Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
17 апреля 2014 г.

О создании Уральского центра развития дизайна

Виктор Брагин, председатель Свердловского регионального отделения СД России – Классические творческие объединения, такие как Союз художников и Союз архитекторов, существовали еще в советское время, и по тем законам они получали государственную поддержку, им давали помещения, мастерские. Поэтому сегодня в нашем городе есть Дом архитектора, есть Дом художника – и нет Дома дизайнера.  

О создании Уральского центра развития дизайна

Виктор Брагин, председатель Свердловского регионального отделения СД России


– Классические творческие объединения, такие как Союз художников и Союз архитекторов, существовали еще в советское время, и по тем законам они получали государственную поддержку, им давали помещения, мастерские. Поэтому сегодня в нашем городе есть Дом архитектора, есть Дом художника – и нет Дома дизайнера.


Собственно говоря, дизайнеры люди свободные, и мы никогда особенно не старались – и даже сейчас не пытаемся – добиваться каких-то материальных благ. У нас всегда было стремление развивать Союз независимым, у властей и бизнеса мы ничего не просили. Конечно, хотелось бы иметь свою площадку в Екатеринбурге. Сейчас создается Ураль-ский центр развития дизайна. Но попадет ли туда Свердловское региональное отделение Союза Дизайнеров – это пока вопрос открытый.


В настоящее время Уральский центр развития дизайна - это официально существующая структура, которая временно размещается в здании на улице Либкнехта 25. Там находится руководство, администрация, там мы принимаем гостей, проводим собрания, мастер-классы, воркшопы и конференции. Надеюсь, что скоро это все должно расшириться до уровня большого публичного выставочно-музейного, учебного и офисного пространства в центре Екатеринбурга.

Однако у меня нет уверенности, что наше региональное отделение СДР найдет там себе место. Нужна ли некоммерческая профессиональная дизайнерская организация в работе Уральского дизайн-центра?


Немного истории. Генератором идеи создания Центра дизайна на Урале был Герман Греф, в то время возглавляющий Министерство экономического развития РФ. При его содействии была разработана Концепция развития дизайна в России до 2008 года, в которой главное внимание уделялось развитию преимущественно промышленного дизайна, а также дизайна городской инфраструктурной среды. На это были выделены бюджетные деньги.


Бывший ректор УралГАХА Александр Александрович Стариков – в этом огромная его заслуга – поехал к Грефу и вместе с нашим выпускником Владимиром Пирожковым продвигал в Москве идею создания бюджетного Уральского центра развития дизайна на базе академии. Герман Греф согласился выделить бюджетные деньги, отметив, что у нас лучшая в России школа промышленного дизайна. Проект стартовал на основе софинансирования. Тогдашний Губернатор Свердловской области Эдуард Россель также выделил деньги из бюджета области.


Деньги пошли – началась стройка. Был разработан архитектурный проект, не очень удачный, на мой взгляд. Неверная разработка внутренних стен лишила большинство внутренних пространств дневного света. Был реконструирован дом на Либкнехта 25, где временно разместился Центр. Был запущен сайт дизайн-центра.

Важно отметить, что было закуплено уникальное оборудование, которым мы сейчас пользуемся: дизайнерская мебель, компьютеры и компьютерные интерфейсы, 3D-станки и 3D-сканеры. Сейчас получен финальный грант бюджетных средств на завершение стройки. По плану к концу декабря 2014 года объект должен быть сдан, а Уральский центр развития дизайна открыт.


Согласно утвержденной концепции, Уральский центр развития дизайна содержит три составляющие: публичную выставочно-музейную часть, образовательное пространство и бизнес-подразделения. На первом этаже в публичной части Центра запланирован Музей архитектуры и дизайна, где должны выставляться образцы, артефакты, то, что сделали профессионалы –архитекторы и дизайнеры.

Это могут быть как концепты, так и готовые предметы дизайна. Надеюсь, что музейщики не ограничатся только косоватыми студенческими макетами.


Общая площадь дизайн-центра пять тысяч квадратных метров. Публичная часть – это одна тысяча квадратных метров, где можно проводить любые выставки, конкурсы, такие как «Рука Мастера», к примеру. Есть большой демонстрационный зал 300 квадратов, который идеально подходит для модных показов, стильных дизайнерских выставок и даже презента-ций новейших автомобилей.


Второй этаж – образовательный: там разместится большой конференц-зал, где можно проводить мастер-классы и приглашать великих архитекторов и дизайнеров, таких как Заха Хадид или Карим Рашид, проводить международные и всероссийские конференции. Второй этаж имеет большое пространство, которое достаточно перегородить при необходимости и сделать мобильные лекционные залы.

Также на первом и втором этажах есть достаточное пространство, которое могло бы быть образовательно-производственным инкубатором для академии, здесь можно устроить ма-гистерские курсы для всех дизайнерских направлений УралГАХА.


Третий этаж – это бизнес-пространство, где можно «посадить» различного рода дизайн-студии и инновационные в дизайне предприятия. Еще, я надеюсь, здесь будет своя типография, помещение для нее было заложено в плане.


Весь Центр должен быть таким «муравейником», где все взаимосвязано и всюду кипит творческая жизнь. Например, люди, которые работают на третьем этаже, могли бы напечатать свои буклеты и изготовить макет своей архитектурной идеи, позвать партнеров и тут же провести презентацию. Или же пригласить кого-то из знаменитостей. Для этого должны быть созданы пространства для коворкинга.


Мне хотелось, чтобы здесь была библиотека промышленных образцов, материалов, которые используют в проектах дизайнеры интерьера. Это легко было бы сделать, пригласив, к примеру, дизайнеров из Samsung или менеджеров из Керамики Bardelli. Правильно было бы открыть на первом этаже небольшой магазин образцов дизайна. И, конечно, кафе.


Главное – чтобы этот первый в России Центр был постоянно действующим и был культурным центром дизайна, а не очередной невзрачной коммерческой конторой. Но как сделать культуру не убыточной? Это большой вопрос!



Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие интервью

© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта