Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
8 декабря 2016 г.

Наталья Углева: «Гамбсова мебель — повод для гордости». Часть II

Продолжение интервью с Натальей Владимировной Углевой — хранителем коллекции мебели Государственного исторического музея, автором идеи, концепции и куратором выставки «Гамбсова мебель», г. Москва. Начало читайте здесь

Гамбсова мебель — это мебель конца XVIII — первой половины XIX века, изготовленная в знаменитой мебельной мастерской Гамбсов: Генриха Гамбса и его сыновей, наследовававших дело отца, — Петра и Эрнеста. Мастерская находилась в Санкт-Петербурге и славилась непревзойдённым качеством и высоким художественным уровнем изделий, выполняла заказы как для императорской семьи и состоятельных граждан, так и для горожан среднего класса и провинциальных дворян. Отличительной особенностью гамбсовой мебели считается наличие всевозможных «секретов»: потайных отделений, скрытых механизмов, элементов трансформации. 

— Скажите, пожалуйста, в каких художественных стилях работал великий мастер и его сыновья?

— Генрих Гамбс начал с классицизма, затем у него появляются вещи в стиле неоготики. Он хорошо чувствовал это художественное направление, умело стилизовал, поэтому вещи создавались совершенно изумительные. У нас на выставке присутствуют два кресла и секретер из частного собрания М.Ю. Карисалова как раз в неоготическом стиле. Сыновья Пётр и Эрнест пережили период николаевского романтизма, а в дальнейшем работали в основном в стиле знаменитого «орехового гамбсовского рококо». 

— Как Вы думаете, чему современные производители и дизайнеры мебели могли бы поучиться у династии Гамбсов? Можно что-нибудь из того времени перенести в современность, использовать сейчас?

— Я Вам отвечу нестандартно. Посмотрите, много ли сегодня в домах осталось мебели сороковых, пятидесятых, шестидесятых, семидесятых годов?.. Как показывает мой опыт — только у людей со стеснённым достатком, но не как стилистически выразительная вещь, не как семейная реликвия. Сейчас, конечно, появилось много частных мастерских, которые работают в стиле ретроспективизма — воспроизводят стили былых эпох. Время покажет, останутся ли эти вещи в интерьерах или нет. Я думаю, в большинстве своём они будут «вымыты». Потому что мы теряем некую духовность, она уходит из кинематографа, из театрального искусства, из литературы. Вы знаете, к нам ни разу не обратился ни один мастер, который бы поинтересовался наследием. А ведь именно в Историческом музее находится единственная коллекция мебели, которая иллюстрирует историю русского мебельного искусства с XVI по XXI век. Мы открыты для всех. У нас, конечно, учатся строгановцы, будущие реставраторы и искусствоведы из РГГУ, но никто из уже получивших образование, состоявшихся специалистов — архитекторов или мебельщиков, не пришёл к нам затем, чтобы воспользоваться опытом прошлого.

Это вызывает большое удивление, потому что раньше в Историческом музее работали все, в том числе и знаменитые мебельщики-практики, это был мощный культурный и образовательный центр. Например, в начале XX века, когда Исторический музей стал транслятором русской истории, здесь работали Е.Д. Поленова, братья В.М. и А.М. Васнецовы, И.Я. Билибин — известные художники, которые, в том числе, проектировали мебель. Это была нормальная практика, считалось естественным работать в музее. Знаете, тут ведь можно отыскать многое из того, до чего самостоятельно будешь доходить годами... здесь всё уже лежит на поверхности. 

А с чем может быть связана такая невостребованность, как Вы думаете? Не доросли ещё? Мало знаем? Или просто время другое?

— Время-то всегда одинаковое, но если уровень культуры падает, куда тут деваться?.. Мало читаем, мало смотрим, а главное — мало анализируем. Можно по-разному относиться к советскому прошлому, но я вспоминаю то время, когда нас в школе с ранних лет приучали гордиться нашей страной. А теперь? Разве чувство патриотизма воспитывается только на памяти о военных победах? А как же наша наука, искусство?.. Крайне редко встретишь кого-нибудь на выставке «Гамбсова мебель», кто привёл бы своего ребёнка, чтобы тот увидел, насколько великолепной была старинная русская мебель. А ведь из таких, казалось бы, мелочей появляется и любовь к Родине, и гордость за неё. Тогда, оказавшись в Италии, во Франции, посмотришь, что есть у них, и невольно подумаешь: «О, так у нас-то не хуже! А у нас-то кое-что и лучше». Для человека важно чувствовать себя встроенным в мировую культуру. 

Продукция Гамбса была довольно востребованной. Многим хотелось иметь его мебель в своём доме. И такая возможность была. Я люблю приводить пример с Александром Сергеевичем Пушкиным, который, будучи человеком не очень состоятельным, тем не менее мог себе позволить приобрести ряд предметов, вышедших из знаменитой мастерской. Значит, у производителя были возможности идти на уступки, быть гибким в этой области: где-то заменить дубовые ящики на берёзовые; какие-то скрытые части конструкции сделать не из красного дерева, а из хвои; изменить количество или качество элементов из бронзы. Вот хороший пример, как следует организовывать производство, чтобы быть востребованным.

И, знаете, что меня ещё удивляет? Когда мы готовили выставку, я попыталась привлечь к совместной деятельности руководство магазинов Hoff и ИКЕА. Безрезультатно. Жаль, ведь у нас есть такие широкие возможности: можно, например, выставить здесь свою продукцию, показать коллекции или отдельные объекты. Они бы, между прочим, очень интересно смотрелись на фоне Гамбса. У каждого свои ходы, своя идея. Это было бы необычно, ярко и взаимовыгодно.

Наталья Владимировна, как Вы думаете, выставки, подобные этой, способны повлиять на ситуацию, чтобы люди больше интересовались культурой? Ведь чем больше узнаёшь, тем больше начинаешь ценить?

— Думаю, да. Процесс идёт, может, не так быстро, как хотелось бы, но всё же. В основном, конечно, сюда приходят люди уже подготовленные. Информации о выставке в Интернете достаточно, но только специалист понимает, что мебель Гамбса в таком составе и в таком количестве можно увидеть раз в сто двадцать пять лет: за всё время существования мебельной коллекции Исторического музея это случилось впервые. У нас представлен всего один предмет мастерской Гамбса в постоянной экспозиции, но она историческая и не предполагает показа всех художественных коллекций, хранящихся в фонде. Для тех, кто не успел посетить выставку «Гамбсова мебель», скажу в утешение, что обширная информация по экспонатам — подробные описания с фотографиями и историческими сведениями — находится на сайте аудиогидов izi.TRAVEL и в каталоге выставки (Углева Н.В. Гамбсова мебель в собрании Исторического музея. — М.: Исторический музей, 2016). Присоединяйтесь! 

Текст: Филиппова Дарья

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие интервью

© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта