Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
6 апреля 2016 г.

MEA – Европейский Дом Архитекторов

Когда архитектура занимает в сердце архитектора значительную часть и становится чем-то большим, чем само искусство, этот самый архитектор забывает о рабочих часах, находит единомышленников и создает что-то вроде Европейского Дома Архитектуры, ассоциации, собирающей под крыло всех заинтересованных в процветании архитектурного искусства, а также художников, студентов, стажеров Франции, Германии и Швейцарии.

Клод Деню:

– Дом Архитектуры – не новое явление, такой есть во многих городах, но они занимаются немного другим видом деятельности: организацией и сопровождением выставок, а также прочих мероприятий. Европейский Дом Архитектуры, тот, что родился в Страсбурге, – это уже сформированная и развитая сеть, которая ежегодно ответственна за целый месяц различных архитектурных фестивалей, экспозиций, мастер-классов. Честно говоря, с самого начала никто не мог предположить, что наше детище достигнет такого уровня.

Пока Клод Деню, генеральный секретарь ассоциации, объясняет, что к чему, Селин Метэль, директор ассоциации, – хрупкая молодая девушка - убегает в кабинет и приносит кипу каталогов, брошюр и небольших книжек.

Селин Метэль:

– В 2001 году мы начинали нашу деятельность с 3–4 дней, и это действительно были Дни Архитектуры в Страсбурге – благородная инициатива Эльзаса привлечь внимание публики к архитектурному искусству. Позднее это превратилось в неделю, еще через некоторое время – в месяц, но мы и теперь храним старое название: каждый год у нас не что иное, как Дни Архитектуры. В 2005 год наши ряды пополнили коллеги из Германии, так что фестивали стали проводиться в буквальном смысле по оба берега Рейна. Еще через некоторое время нас поддержала Швейцария, предложив проводить Дни Архитектуры в Базеле, начиная с 2010 года.

Джазбранчи, велопрогулки по городам, архитектурные дискуссии, детские конкурсы, визиты на строящиеся объекты, самые невероятные события, так или иначе связанные с архитектурой или урбанистикой, становятся ближе, доступнее и понятнее благодаря этим людям. Кто они? Добровольцы. Лишь несколько процентов всего штата сотрудников – это наемные рабочие, для которых только недавно удалось получить государственную квоту. Общими усилиями и невероятным энтузиазмом они собирают несколько сотен тысяч посетителей за эти четыре недели в году. Каждая конференция – это около тысячи человек, каждая выставка, инсталляция или экспозиция – и того больше.

Селин Метэль:

– Наше финансирование складывается из разных потоков: это помощь профсоюзов, общественных организаций архитекторов, это также местные городские и департаментские вклады, содействие регионального совета Эльзаса, а также земли Баден-Вюртемберг и, конечно же, спонсоры и меценаты. Кстати, это очень по-французски практично для тех, кто хочет помочь нашему Дому Архитекторов, поскольку система подобных вкладов такова, что ее часть покрывает налог, так что этим многие пользуются. Симбиоз.

Селин улыбается и показывает, как эволюционировали их публикации с течением времени. Тоненькая брошюрка от 2005 года превратилась в 200-страничный каталог, наполненный всевозможными событиями. Каждый год Дни Архитектуры приобретают свой концепт, определяющий вектор для всех мероприятий в рамках проекта. Самое главное, что даже в случае, если человек – флорист или учитель, но у него есть яркая идея воркшопа, экспозиции, фестиваля, ему нужно лишь постучать в двери Европейского Дома Архитекторов. И его проект рассмотрят.

Селин Метэль:

– Наша главная цель – показать людям саму суть архитектуры, ведь это не просто бездумное строительство. Архитектура – это сложная идея, это множество правил, и еще очень много всего, что стоит за каждым планом постройки, за каждым зданием, за каждым концептом. Благодаря Дням Архитектуры публика может проникнуться и лучше понять нашу профессию, в том числе и детская публика! С 2007 года мы организовываем конкурс талантов для детей. Начинался он как конкурс рисунков, пока одна из школ Кольмара не продемонстрировала макет. Мы тогда все переглянулись и спросили себя, почему же мы не подумали об этом с самого начала! Конкурс инициировали папы-архитекторы, которые хотели приобщить своих детей к архитектурному искусству, ибо ни в немецких, ни во французских школах такой дисциплины нет. В нашем конкурсе нет проигравших, каждый получает приз, поэтому мы стараемся продумывать различные номинации и категории, хотя гран-при, второе и третье места есть всегда.

Удивительно, сколько французов связаны с Россией не только душой, но и собственным жизненным опытом. Селин работала в Санкт-Петербурге на протяжении нескольких лет в той же сфере, в подобной роли, и теперь имеет возможность сравнить архитектурный рабочий процесс в условиях разных культур.

Селин Метэль:

– Я думаю, что это как раз то, что поразило меня больше всего в работе – факт невероятной сложности найти компромисс с немцами, казалось бы, соседями! С русскими, которые кажутся совершенно непохожими на нас, европейцев, и французов, мы договаривались во всем легко и быстро, и на многие вещи у нас был одинаковый взгляд. Хочется отметить также, что это одновременно и трудный и увлекательный вопрос, который каждый год нависает над нашей командой – как заинтересовать публику? Сегодня наша структура уже настолько крупная, что этот вопрос возникает лишь как очередной на повестке дня, но тогда, в 2000-х, когда о нас еще никто не знал, было важно придумать что-то, что привлекло бы людей к участию.

Последнее совещание окончено, несколько людей выходят из зала, утомленные, но воодушевленные, с блеском в глазах. Архитекторы работают допоздна, а те, кто помимо своей работы занимается продвижением архитектуры в массы, не имеют рабочих часов в принципе. 21.00 на часах, и Селин закрывает офис. Еще немного, и новая программа Дней Архитектуры будет готова.

Текст: Кузнецова Дарина

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие интервью

© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта