Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
17 мая 2017 г.

Лукас Кантизано Диз: «Любая человеческая деятельность включает архитектурное пространство»

Архитектор, сооснователь WAATAA (We Are All Together Around Architecture), Тондела, Португалия, – о поиске баланса рационального и чувственного, протоэлементах дизайна, теории красоты и профессиональных и личных качествах молодых архитекторов.

- Лукас, у Вашего ателье очень интересное название WAATAA (We Are All Together Around Architecture), как бы Вы расшифровали его вторую часть, какие принципы отражены в ней?

- На самом деле, когда мы решили создать ателье, мы попытались придумать название, которое вводило бы смысловое содержание и отражало наш архитектурный подход. Как следует из дополнения «We Are All Together Around Architecture», мы считаем, что любая человеческая деятельность, будь то индивидуальная или общественная, каким-то образом включает архитектурное пространство, элементы или, по сути, их ценности.

Другой принцип связан с нашим процессом проектирования. Мы стараемся как можно больше работать командно, включая не только других архитекторов и инженеров, но и клиента. Для нас клиент – это не случайный партнёр, который только задаёт нам программу, он является полномерным и полноправным участником всего процесса и отношений ателье и проекта.

- Вы посвящаете себя поиску баланса интуиции (разума) и чувств (эмоции), выработан ли определённый алгоритм его достижения?

Можете ли Вы назвать пример дисбаланса разума и эмоций в дизайне / архитектуре?  

- Вы сосредоточились на точном слове, которое возвращает нас к происхождению этой идеи. Алгоритм: основа взята из фундаментального труда Philosophiæ Naturalis Principia Mathematica («Математические начала натуральной философии») Исаака Ньютона, часто именуемого просто Principia. В книге Ньютон восстанавливает способность различения в математической работе. Мы взяли это понятие и перенесли его на архитектурный проект. Как говорит испанский архитектор Кампо Баеса, это «Principia Architectonica», то же самое различение, но применяемое в архитектурном творчестве.

Для нас «алгоритм» больше связан с процессом проектирования. Различение основано прежде всего на анализе специфики среды проекта – топографии, истории, структуры зданий и т. д.,  посредством всех соответствующих особенностей контекста. Затем, с ясностью и после своего рода дистилляции, мы делаем выбор, исходя из точки синтеза. В этом пункте синтеза и будет закреплена идея дизайна проекта.

В этом процессе разум переплетается с эмоциями, потому что то, что мы воспринимаем, осмысливаем и интерпретируем из окружающей среды, на самом деле связано с тем, что мы чувствуем из контекста. Кроме того, мы всегда стремимся позволить эмоциям во время переживания пространства, как говорит швейцарский архитектор Петер Цумтор, создавать точную атмосферу для определённого места и функции, которая затрагивает сердце и душу.

FB Offices, Лиссабон, Португалия, 2015-2016

Мы не говорим, что наша мысль верна, а другие ошибаются. Каждый принятый проект должен иметь замысел, поддерживающий и оправдывающий его.  Поэтому мы не можем назвать конкретный пример. Если говорить абстрактно, мы можем сказать, что дисбаланс разума и эмоций всегда присутствует в тех ситуациях, когда архитектура чрезвычайно функциональна, деконтекстуализирована или предназначена только для внешнего ослепительного эффекта, без решения каких-либо других проблем.

- Для Вас архитектура – это вопрос отношений, как они выстраиваются? В качестве протоэлементов Вы избрали контекст, идею и опыт, почему выбор пал именно на них?

- Действительно, для нас архитектура – это вопрос отношений. Проект должен иметь множество физических, архитектурных, географических, эмоциональных и психических отношений, которые приумножаются и пересекаются по всем направлениям. Если проект этого не подразумевает, то он не будет сопротивляться временному фактору. Это не подходит. Поэтому, как архитекторы, мы должны координировать сложную команду техников, экономистов, социологов, клиентов, среди прочих, связывая и решая все различные проблемы, чтобы найти уже упомянутую точку синтеза.  

Чтобы помочь нам в этом процессе, мы попытались определить протоэлементы в качестве руководства, содержащего рекомендации. Мы пришли именно к ним после некоторого размышления и изучения нашего собственного видения архитектуры и процесса проектирования.

Концепция контекста возникла первой, из всей той «внешней» информации, которая нам даётся. Это как фон проекта, матрица, которая будет способствовать генерации идеи, служащая своего рода поддерживающей территорией.

Идея – краеугольный камень архитектуры. Основополагающие принципы определяют структуру конструкции и устанавливают пространственный порядок. Аналогично идея организует и предоставляет содержание и смысл построенной формы. Это нематериальная конструкция, материализованная в физической форме.

Для нас архитектура существует только тогда, когда она прожита, поэтому опыт должен быть последним фундаментальным протоэлементом. Под пространственным опытом мы понимаем восприятие, понимание и интерпретацию определённого пространства. Для этого мы требуем от себя создание не просто визуальной и бесплодной архитектуры, а мультисенсорной, которая остаётся в памяти, глубокой архитектуры, которая интегрирует чувства и воспоминания.

При этом наши проекты основываются на устойчивой и трансверсальной основе, где переплетение контекста, идеи и опыта материализуется в каждый архитектурный проект.

Quinta do Carregal, Тондела, Португалия, 2013-2016

- У Вас есть практически собственная теория красоты. Вы говорите, что красота не является субъективным критерием и выходит далеко за рамки эстетических критериев. Соответствуют ли эти представления видению клиентов? Не возникает ли конфликта интересов?

- Возможно, я бы не стал заходить так далеко и называть это теорией. Это больше другая точка зрения на концепцию красоты в истине дизайна, идеи, материализации и опыта. Под истиной мы подразумеваем разработку точной идеи, привязанной к контексту, создание согласованной структуры в соответствии с материалами, выбранными по логическим критериям, что кульминирует в  приятный опыт работы.

BY Studios, Лиссабон, Португалия, 2017

Эти представления часто не соответствуют клиентскому видению Красоты. Они склонны рассматривать её в основном как субъективный критерий. Несмотря на то, что как такового конфликта интересов нет, концепция Красоты скрыта и встроена в сам проект. Но когда конфликт возникает, мы обсуждаем и объясняем нашу точку зрения клиенту, в конце приходя к решению, которое удовлетворяет всех. Это только обогатит процесс и покажет, что не существует только одного пути для достижения Красоты!

- Что привело Вас к тому нынешнему пониманию архитектуры: университет, преподаватели, известные архитекторы?

- Всё, что Вы назвали, понемногу.  Весь накопленный нами жизненный опыт способствует пониманию архитектуры. С самого начала – образование, личность и жизненная позиция влияют на архитектурную концепцию. Затем в университете – наставничество преподавателей и контакты с другими одноклассниками помогли изучить и развить процесс проектирования, обеспечить точную архитектоническую чувствительность, выстроить контакты с известными архитекторами и получить автономию для будущей практики, улучшая способность самокритики. Сегодня, погрузившись в настоящую архитектурную практику, изучая и анализируя работы и мысли знаменитых архитекторов, жизненно важно возродить наше собственное мышление. Например, если просто назвать некоторые имена, повлиявшие на совершенствование нашего собственного процесса проектирования, то это  испанский архитектор Альберто Кампо Баеса и его концепт идеи, понятие атмосферы швейцарского архитектора Петера Цумтора, позиция архитектора, способности взаимодействовать с клиентами, а также установление с ними отношений португальского архитектора Альваро Сизы Виейры.  

-  Представьте, что молодой архитектор пришёл в WAATAA, желая с вами работать, что Вы будете требовать / ожидать от него / неё?

- Сначала и главным образом мы рассмотрим его / её портфолио и некоторые предыдущие выполненные проекты, чтобы проанализировать, разделяет ли он/она аналогичный нашему архитектурный подход. Этого мы ожидаем от молодого архитектора. Конечно, желательно, чтобы у каждого были свои собственные мысли, чтобы обогатить команду, но основное ядро должно быть совместимым. Затем, их навыки должны соответствовать потребностям нашей команды. И, в заключение, с личностной точки зрения, они должны быть скромными, всегда готовыми много работать, учиться и быть восприимчивыми к новому.

Текст: Виана де Баррос Татьяна

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие интервью

© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта