Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
11 апреля 2017 г.

Клэй Родригес: «Люди забывают о качестве, которое архитектор способен предоставить»

Бразильский архитектор и дизайнер в интервью BERLOGOS поделился впечатлениями о постройках Оскара Нимейера, рассказал о градостроительных и архитектурных проблемах Бразилии и современном дизайне.

- Клэй, Вы живёте и работаете в Бразилиа, можете ли Вы, как архитектор и пользователь, оценить здания Оскара Нимейера? Есть ли у Вас любимое?

- Рассмотрим соединение трёх главных категорий: эстетики, дизайна и функциональности. Как архитектора, меня поражает, какие решения он использует для создания более скульптурной и пропорциональной работы;  колонны всегда функциональны и хорошо организованы, меня немного беспокоят длинные засушливые зоны, но это часть проектов Нимейера.

Мой любимый проект – это не только самый сложный, но и самый обширный комплекс работ на Эспланаде министерств. Каждый день проезжать мимо – одно удовольствие! Небо, касающееся зданий, кажется так близко, словно оно вместе с землёй обрамляет сооружения. Ландшафт и климат становятся чистым архитектурным языком, легко используемым в зданиях.

Приятно проходить мимо Кафедрального собора, дворца Итамарати и Конгресса – они показывают силу и изысканность без необходимости быть экстравагантными.

Я думаю, что всё это внутренне присуще и характерно нам, живущим здесь, и именно это мы пытаемся воплотить в наших работах.

- Один из Ваших проектов – трансформация автовокзала в Бразилиа, где Вы внесли некоторые изменения в пилотный градостроительный план Лусио Коста. Как Вы думаете, какие ещё изменения в этом плане требуются в наши дни?

-  Наш проект трансформации был скорее фиктивным, но при этом очень серьёзным. Разработка предложения заняла год, оно было полностью последовательным и пыталось, несмотря на вмешательство в пилотный план, переосмыслить пространство, которое сегодня не приспособлено к жизни.

С 60-х гг. автомобильная промышленность обосновалась в стране, и тогда экономический интерес вместе с модернистской философией дали Бразилиа одну из основных характеристик – мерой масштаба стал автомобиль, а не пешеход.  Это также определило стиль города, потому что у нас бесконечный горизонт и организованные блоки, но логические пространства, выстроенные в Декартовой системе координат, позволяют легко ориентироваться в городе без использования GPS, точно знать, как куда добраться. И, несмотря на несогласие с масштабом, использованном для дизайна города, я солидарен с тем, что это придаёт индивидуальности; и если не изменить длинных маршрутов, то сегодня хотя бы необходимо создать решение, которое объединяет транспортные средства и уменьшает расстояния для пешехода.

- Мы говорим о наследии – Нимейер, Коста, а какие ещё характерные объекты для Бразилиа Вы можете отметить? Есть ли что-то значительное для имиджа города сегодня?

- Я бы хотел упомянуть работы Атоса Булькао и Леле (Жоао Филгерас Лима – прим. ред.), художников и архитекторов того же времени, когда был спроектирован город. Они, наряду с Нимейером и Коста, создали ландшафт.

Фасад Национального театра, Бразилиа. Атос Булькао

Резиденция Жозе да Силва Нэто, Бразилиа. Леле. Фото: Joana França

Сегодня я не вижу действительно хороших работ, мебельное производство в городе и пригородах очень выросло, в строительстве каждый стремится сделать что-то дешёвое, но приносящее прибыль. Коммерческие и жилые здания, относящиеся к «архитектуре», сделаны без учёта контекста, созданного вокруг. Конечно, это продаётся, потому что в основном люди покупают жильё просто из-за его местоположения и забывают о качестве, которое архитектор способен предоставить, интеллектуальная ценность по-прежнему не имеет значения не только в столице, но и в стране в целом.

- Какие проекты Вы хотели бы создать для улучшения Бразилиа или Бразилии?

- Более умная урбанизация, безусловно, была бы очень уместна для Бразилии.  Может немного грубо так говорить, особенно живя в Бразилиа, но я не критикую местный дизайн, тем более исторический вес города, скорее обычные вещи – интеграцию транспортных средств, использование общественных пространств, соразмерность масштаба города и человека; самые базовые принципы, которые не используются, потому что в Бразилии приоритетно только решение срочных проблем, многие реформы были проведены без городских исследований. Когда мы видим, что город работает и делает жизнь людей комфортнее, мы не связываем это с урбанистическими проектами и исследованиями, в то время как они напрямую связаны. Правительство Бразилии этого не понимает.

- Над чем Вы работаете сейчас?

- Сейчас мы в основном работаем над односемейными домами, перепланировкой квартир и коммерческими проектами. Скоро будет открыта художественная галерея в Сан-Паулу. Также в конце 2017 года наша студия планирует открыть нечто очень инновационное для города, а не просто место для приёма клиентов. Наконец, у нас есть два проекта: один – в области дизайна мебели, который сейчас находится в процессе, второй – книга, показывающая отношение архитектуры Бразилиа к её жителям. Оба проекта, вероятно, будут реализованы в 2018 году.

Интерьержилогодома. Debaixo do Bloco Architecture

- В Ваших проектах Вы сосредоточены на сохранении национальной идентичности посредством бразильского дизайна. Все мы знаем о бразильских дизайнерах-модернистах, а что собой представляет современный бразильский дизайн? Есть ли сегодня авторы, чьи имена стоит знать?

- Я считаю, что бразильский дизайн обладает определённой спонтанностью и демонстрирует доминирование в технике столярных работ, что мало изучается дизайнерами других стран, использующими в основном акрил, алюминий, медь и тому подобное. В использовании природных, как правило, локальных материалов нашими самыми основными конкурентами являются скандинавы.

Интерьержилогодома 6188. Debaixo do Bloco Architecture

Сильными именами можно было бы назвать партнёров, с которыми мы работаем – Сэрджио Ж. Матос, Карлос Мота, Жакелине Терпинс, Занини Занине, Брунно Джахара, Рахия Афранж. Но, на мой взгляд, дизайнер Джадер Алмейда отличается очень хорошим вкусом и изысканными произведениями.

Занини Занине

Сэрджио Ж. Матос

Джадер Алмейда

Текст: Виана де Баррос Татьяна

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие интервью

© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта